Рассказ о самостоятельном путешествии в Ботсвану
НОВОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА РАЗНОЕ КОНТАКТЫ

Приятные цены на отели

и 5% возвращают на счёт!

Ботсвана

 

До Ботсваны мы добрались, проделав многосоткилометровый вояж через Замбию и Зимбабве. Третья по счёту страна на нашем пути по южной Африке казалась нам этаким оазисом спокойствия и умиротворённости, но именно тут нас подстерегли самые увлекательные приключения африканского путешествия...

 

 

Глава 25, в которой пустыню заливает ливнем...

 

Будь Зимбабве чем-нибудь другим, международное автобусное сообщение оказалось бы налаженным, и до Ботсваны мы добрались бы влёт. Но поскольку за бортом было всё-таки Зимбабве, приходилось пользоваться тем, что есть, и ехать до границы в надежде на перемену к лучшему после перехода в другое государство. Два с половиной часа вояжа в набитой маршрутке всё-таки прошли, и по истечению их мы с многочисленными остановками на высадку пассажиров и приём новых добрались до КПП "Plumtree Road".

 

Выездные процедуры не заняли и нескольких минут, после чего все оставшиеся в салоне путешественники снова забрались в транспорт и проехали ещё пару сотен метров, оказавшись в итоге на территории Ботсваны. Здесь мы расстались с микроавтобусом и приготовились комфортно закончить этот отрезок путешествия: Ботсвана как-никак числится самой приличной страной региона после ЮАР.

 

Даже небольшая заминка с оформлением въезда не вызвала у нас ощущения тревоги - в конце концов всё образовалось после того как занимавшаяся мной негритянка догадалась вместо поисков отсутствующей у меня посмотреть в служебный талмуд и выяснить, что гражданам России полагается безвизовый режим. Затем был санитарный карантин, где всех просили вымыть подошвы обуви в грязном тазу и проделать такую же процедуру с запасными парами. Мне было откровенно лень распаковывать весь рюкзак, чтобы достать с его дна мокасины и пляжные тапочки, а погранслужбе было откровенно лень что-либо искать, так что мероприятие не затянулось надолго. Мы вышли на территорию Ботсваны и ударили в ладоши: путешествие шло по плану!

 

Оставался вроде как пустяк - добраться до города, где у нас была запланирована ночёвка. Вот с этим-то вышла закавыка. Осмотр местности не выявил никаких автобусов, никакой остановки, и вообще никакого транспорта. Изучение соответствующих страниц справочника "Lonely Planet South Africa" обнаружило, что в стране основную тяжесть перевозок несёт такое явление, как платный автостоп: водители охотно берут попутчиков за определённую плату; выходило, что до Францистауна нам следовало отдать порядка пятнадцати пул или же двадцати рэндов. Вооружившись этой информацией мы слегка отошли от КПП и встали на обочине шоссе рядом с несколькими негритянками, в то время как наши попутчики куда-то испарились.

 

Первые пятнадцать минут нам было даже интересно стоять посреди пустыни Калахари, чувствовать как тёплый ветерок обдувает лицо и восхищаться собственными достижениями - пройдя Замбию и Зимбабве можно и малость возгордиться.

 

Кабы нам знать, как обернётся дело с Ботсваной, мы бы поостереглись радоваться...

 

Сдедующие четверть часа прошли куда менее интересно, и по их истечении лично меня начал побирать чёрт: на юг уехали считанные машины, и ни одна из них пассажиров взять не захотела. Когда же чуть в стороне от нас притормозил подержанный пикап, все три места в нём быстро собрались оккупировать наши чернокожие соседки. Поскольку они встали на точке раньше нас, мы не стали предприниать никаких усилий, и очень зря, потому как две африканки из трёх почти тут же вернулись обратно. Что случилось? Водитель, видите ли, решил взять лишку. Последовала пауза. Захотел, гад, двадцать пул...

 

Повернув голову к отъезжающей машине я стал машинально пересчитывать курс и вдруг сообразил, что речь идёт о ерундовой сумме - разница в цене была меньше доллара. Но машина уже исчезла вдалеке, и было поздно что-либо предпринимать. Зато настало время предпринять что-либо для спасения от дождя: мы ведь находились в пустыне, и ливень соответственно начался нешуточный...

 

Едва-едва мы успели добежать до какого-то лабаза, где нашли укрытие самые разные люди, в большинстве своём прибывшие с той стороны границы и так же как мы пытающиеся уехать. Плотной толпой мы простояли минут двадцать, пока потоки дождя, сопровождаемые ветром, не стали заливать навес, наше импровизированное убежище. Пришлось перебраться в магазин, куда почти никто за нами не последовал - даже на нас продавцы поглядывали как-то недобро, однако возражать белым людям не посмели.

 

 

Глава 26, в которой мы тесно знакомимся с местной жизнью...

 

Тем более у нас состоялся интересный контакт с одним из них, заинтересовавшимся, откуда мы такие взялись. Когда ботсванец узнал, что мы из России, то с довольной улыбкой прошепелявил что- то вроде: "альсалин!" Мы воззрились на него с удивлением, а он снова повторил: "альсалин!!" Мы переглянулись, но и это не помогло. Только после третьего захода нам удалось понять, о чём идё речь - и то из-за футболки клуба "Arsenal", которую носил наш собеседник: он имел в виду Аршавина!

 

После этого беседа обрела русло, и мы бодро обсудили арсенальские дела. Негр заверил нас, что последний забитый Аршавиным гол был настоящим шедевром, а мы заверили его, что видели массу таких голов во время просмотра матчей "Зенита". Голы за сборную мы тоже припомнили, и коллекция получилась довольно внушительной. те, кто нынче глумится над самым известным российским игроком, забывают, что на поле присутствуют одиннадцать человек команды; в одиночку невозможно тянуть весь воз разных Березуцких-Игнашевичей, проваливающих защиту раз за разом - их-то, небось, никто не поносит. Забывают и те бронзовые медали чемпионата Европы, которые пришли благодаря Аршавину, забывают гол "Марселю", проложивший в итоге "Зениту" дорогу к кубку УЕФА - никто не смог забить такого гола "Твенте", и петербургский клуб не спасла даже ответная победа 2:0. Короче говоря, имя Аршавина знают даже в Африке, и это правильно...

 

Вот бы ещё наши дела пошли так же, как у Андрея в Европе, но тут разница была налицо, и никаких перспектив уехать долгое время не имелось. Однажды к лабазу подкатил микроавтобус, но туда мигом набились те, кто по-прежнему околачивался на улице. Лишь примерно через полтора часа после пересечения границы нам улыбнулась удача, принявшая вид раздолбаннейшего автобуса типа "ПАЗик". В него по хлеставшими напропалую струями дождя набилось с полдюжины человек, то есть все оставшиеся в наличие люди, после чего автобус отъехал в сторону и встал посреди дороги.

 

Через щели в корпусе внутрь салона потихоньку проникала вода, и нам пришлось задействовать наличные газеты, чтобы обеспечить себе сухое место. Наши попутчики оказались не столь предусмотрительны, зато более проворны: двое из них практически силой заставили водителя открыть двери и улизнули к автомобилю, как назло остановившемуся в эту минуту у лабаза. Тут мы поняли, что придётся ждать, пока автобус наполнится целиком, и приуныли...

 

Смысл этого "стояния на реке Угре" нам был совершенно непонятен: отправься машина в рейс, можно было бы по ходу дела собрать всех попутчиков, кто застрял в чистом поле - мы были бы первыми. А теперь недальновидность нашего водилы обрекала нас на бессмысленное ожидание посреди чиста поля.

 

Хуже всех в итоге пришлось владельцу драндулета, так как жадное ожидание клиентов закончилось для него прибытием конкурентов. Что именно они там не поделили, мы так и не поняли; видимо, мужик занялся не своим делом или, может, не его очередь была везти пассажиров, но всех, кого он набрал, у него отобрали. Тем временем подтянулись со стороны КПП новые клиенты, так что новый "ПАЗик" заполнился где-то на три четверти, после чего мы стартовали.

 

Больше всего мне запомнилось отсутствие у автобуса дворников, из- за чего сквозь лобовое стекло был виден лишь сероватый туман; струи закрывали обзор практически полностью, и как ехал водитель, для меня до сих пор загадка. Впрочем, судя по виду, ботсванец ничуть не переживал по поводу вида на дорогу, предпочитая болтать с приятелем-кондуктором; всё равно ведь на шоссе машины попадались очень редко, так что и незачем было особенно отслеживать обстановку.

 

Другой интересной чертой путешествия стало появление в салоне пары из молоденькой девушки и беззубого старика: почти сразу как эта парочка подсела в каком-то богом забытом месте, разразился страшнейший скандал. Сперва негры просто общались на повышенных тонах, а потом сорвались к откровенному крику, так что дело едва не дошло до потасовки; к счастью, мы на тот момент несколько подустали сквернословить и смотрели на происходящее как на своего рода местное шоу "Комеди-клаб" - ни разу передачу не видел, но думаю, что это как раз подходящее сравнение...

 

Некоторая заминка получилась с проездом: у нас на руках была только рэндовская мелочь, которую мы и попытались всучить кондуктору. Он долго старался сообразить, по какому курсу засчитать оплату и сколько выдать сдачи, хотя, к его чести, надо признать, что с этой сложной арифметической операций ему справиться всё-таки удалось. Спустя два часа мы оказались на окраине Францистауна, где вовсю светило солнце, а о дожде вроде как никто и не слышал...

 

 

Глава 27, в которой мы остаёмся без копейки денег...

 

Намечая остановку во Францистауне, я пришёл к выводу о том, что Ботсвана по части развития (точнее "недоразвития") туризма ничуть не отличается от своих соседей: гостиницы можно было пересчитать по пальцам, и большинство из них заламывало какие-то несусветные цены. Можно было, конечно, попробовать в тот же вечер умотать в Габороне, однако накопив определённый опыт по части поездок по третьему миру, я постарался состыковать отрезки пути с солидным запасом времени; поговорка "тише едешь - дальше будешь" приходится в таких местах как нельзя кстати. Поэтому у нас была запланирована остановка, и, ей-богу, мы бы успели посмотреть город, если бы не дурацкая задержка на границе...

 

Нам ещё крупно повезло, что приехав в районе четырёх мы не стали отдыхать в номере, а двинулись гулять: отель-то располагал к отдыху. Изо всех доступных вариантов я как всегда выбрал наилучший, и таковым в данном случае оказался "Francistown Metcourt" с ценой в 93 доллара за двухместный номер. То есть стоит эта гостиница существенно дороже, но порыскав на сайте этой отельской цепочки, я смог найти спецпредложение в 25 процентов скидки. Вот им-то мы и воспользовавшись, получив за уплаченную сумму чистый и культурный ночлег с кондиционером, спутниковым телевизором и прочими благами цивилизации. На первом этаже к тому же имелся ресторан, а внутренний атриум заполняли тропические растения. После зимбабвийской действительности трудновато было оторваться от таких красот, и всё же мы вышли в город.

 

И сделали мы это очень вовремя!

 

Проблема состояла в том, что просиди мы в гостинице ещё четверть часа, пришлось бы класть зубы на полку: банки один за другим закрывались прямо перед нашим носом, и с огромным трудом нам удалось найти пару частных обменников. Более того, в первом из них нам отказались менять деньги, сославшись на конец рабочего дня - судя по вывеске, менялам оставалось работать ещё полчаса, однако собственное расписание они проигнорировали, сославшись на якобы существовавшую необходимость сдавать деньги. Совершенно чудом мы нашли на втором этаже торгового комплекса контору "Western Union" и зашли туда без особой надежды. А ведь лавочка была открыта, и там даже меняли деньги!

 

Вот теперь, обретя пачечку местных пул, мы несколько успокоились, будучи отныне в состоянии поужинать, приобрести напитки, запастись едой перед дорогой на юг и так далее. Вы, конечно, можете спросить: "А чего ж вы в банкомате средства не сняли, раз уже делали это в Замбии и даже в Зимбабве? Или Ботсвана отрезана ?"

 

Отвечаю: Ботсвана совсем не отрезана от международных финансовых систем, скорее наборот. Вот это "наоборот" и сыграло мерзкую шутку с нами, потому что все банкоматы, каким бы банкам они не принадлежали, были буквально оккупированы местными жителями, выстаивавших огромные очереди ради снятия наличных...

 

И это не было единичным явлением конкретного дня, поскольку назавтра картина повторилась в полной точности...

 

Нас-то это не шибко касалось, ведь с пулами на руках мы могли спокойно делать покупки, благо в районе автовокзала, где мы базировались, торговых заведений было хоть отбавляй. Мне, как ответственному за пропитание, довелось посетить два супермаркета, в том числе вездесущий "Shoprite", знакомый ещё по Лусаке, и я могу назвать цены на еду вполне умеренной. Умеренными оказались и цены на еду в ресторанчиках - среди прочего мы выбрали очередную пиццерию и славно там затоварились, затратив всего 17 долларов; две громадных пиццы были нами съедены в номере под чай и здравицы в честь наших успехов.

 

Знать бы, в какую жуткую историю мы влипнем следующим утром, восторги наши поумерились бы...

 

 

Глава 28, в которой происходит чудовищная катастрофа, и все планы путешествия бесповоротно рушатся...

 

Тот факт, что отель брал больше сотни долларов за номер, я перенёс более-менее спокойно, поскольку во Францистауне приличные гостиницы, как уже говорилось выше, можно пересчитать по пальцам одной руки, и деваться в данном случае было некуда. Но тот факт, что завтрак стоит порядка пятнадцати долларов с человека, меня несколько покоробил: кругом было полно небольших кафешек, где стоимость утренней трапезы оказалась куда ниже. Я не против заплатить сполна там, где это дело стоит свеч, однако я против таких расходов, без которых отлично можно обойтись. Таким образом, мы я с утра пораньше сходил в ближайшее заведение и раздобыл там достаточно снеди, чтобы культурно подкрепиться перед отъездом...

 

Эх, кабы я ещё сообразил заранее договориться о месте с автобусе, так и вся дальнейшая история пошла бы по-другому. Дело в том, что предыдущим вечером, когда мы разговаривали с обитателями автовокзала и узнали об отсутствии на нём офисов компаний- перевозчиков, равно как и касс предварительной продажи билетов, то всё же остались в уверенности, что уехать не составит труда: нам на достаточно приличном английском объяснили про то как автобусы уходят в Габороне каждые полчаса. Поскольку мы при этом стояли рядом с машиной компании "Seabelo", я так понял, что именно они и обслуживают этот маршрут, а так как именно этой компанией я и собирался ехать, прочитав про неё положительные отзывы в Интернете, то остался в полном удовлетворении от услышанного - коли опоздаем на один рейс, то поедем на следующем.

 

Соответственно, мы не очень торопились, успев спокойно позавтракать, собрать вещи и выселиться из номера, после чего застряли возле стойки портье; тот объяснялся с какими-то чернокожими постояльцами, а нам послал извиняющуюся улыбку. Всё же через несколько минут сотрудник гостиницы освободился, благоговейно принял мою кредитную карту, провёл оплату, и мы оказались свободны. Впереди лежала вся Ботсвана, которую мы намеревались обозреть из окна автобуса...

 

Даже хмурое небо, затянутое невесть откуда взявшимися тучами, не насторожило нас: "В конце концов, кругом пустыня, и, значит, дожди тут в порядке вещей", - рассудили мы иронично.

 

Таким образом, обогнув отельский комплекс, заслонявший нас от автовокзала, мы прибыли на территорию последнего в бодром настроении, и только вид негритянских физиономий, прилипших к окнам десятичасового автобуса, несколько поубавил наш положительный настрой. Нехорошее подозрение закралось в мою голову, и оставив покамест брата снаружи, я полез внутрь салона, чтобы выяснить насчёт свободных мест. Увы, их не было вообще; то есть кое-какие кресла всё-таки были свободны, но на них уже лежали чьи-то вещи, а сзади меня в автобус успели влезть и обладатели этих вещей, ходившие покупать снедь в дорогу.

 

Перспектива упустить намеченный рейс здорово выбила меня из колеи: я крайне не люблю, когда срываются мои планы. Кроме того, дополнительным раздражающим фактором выступило наличие пяти сидений в каждом ряду вместо привычных нам четырёх - естественно, места для каждого пассажира в такой компоновке стало куда меньше, и перспектива ехать скрючившись никак не вдохновляла; я-то думал, что подобные машины использую другие компании, а "Seabelo" как флагман отрасли отличается куда большими удобствами. Одним словом, из салона на улицу я вывалился каким-то подавленным.

 

Тут же меня настиг второй удар: оказалось, облюбованная нами остановка "сибеловцам" вовсе не принадлежит, поскольку с неё в принципе отправляются автобусы до Габороне - любые автобусы. Из пояснений местных торговцев стало ясно, что следующим должен был идти какой-то другой "бас", принадлежащий неизвестно кому, и, оставив на попечение брата поклажу, я прошёл вдоль автобусного стада, выспрашивая у водителей, кто поедет в столицу следующим. Следующим вызывался ехать третий по счёту шофёр и, осмотрев его подшефный салон, я нашёл, что поездка не будет восхитительной: обстановка сильно уступала той, в которой мы могли бы поехать. Раздумывая о том, не поискать ли другой рейс "Seabelo", я вернулся к месту стоянки, где обнаружил брата, задумчиво караулящего большие рюкзаки, свой и мой.

 

Меня как громом поразило: куда-то подевался мой малый рюкзак, вместе с которым исчезли практически все ценные вещи, что были при мне в путешествии...

 

Пропал фотоаппарат и все флешки со снимками! Пропал мой верный "наладонник"! Пропала портативная bluetooth-клавиатура, с помощью которой я обычно набираю воспоминания в путешествиях... Пропали все лекарства... Пропал мобильный телефон, единственное средство связи...

 

Но главное - пропал паспорт!!!

 

 

Глава 29, в которой ситуация становится безнадёжной...

 

Случившаяся во Францистауне катастрофа была подлинной и бесповоротной...

 

Рухнули не только планы на дальнейшее путешествие: рухнули вообще все планы, в том числе перспектива возвращения домой, потому что в пропавшем паспорте была юаровская виза, без которой попасть в Йоханнесбург на обратный рейс, улетавший через полторы недели, представлялось более чем затруднительным.

 

Всё-таки, времени горевать не было, и следовали срочно предпринять хоть какие-то шаги к спасению. Вот ведь незадача: ещё недавно я удивлялся безалаберности своих приятелей, у которых в Сантьяго спёрли рюкзак со всеми вещами и, главное, фотографиями из поездки на мотоциклах между Перу и Чили, а тут сам попал в ещё худшую ситуацию...

 

План дальнейших действий я составил очень быстро: надо было как-то добраться до Габороне и постараться найти там российское консульство, если оно там имеется. Там мне могли бы выдать какой-нибудь временный документ, и тогда удалось бы, глядишь, даже с ЮАР вопрос решить, ну, в крайнем случае, прожить остаток времени до вылета в Ботсване, а потом прилететь в Йоханнесбург самолётом даже без визы, сразу перейдя из зала в зал, не покидая транзитной зоны. Словом, план экстренной эвакуации был готов очень быстро, и в его исполнение я направился в отделение полиции автовокзала, чтобы разжиться справкой о краже - без такой справки в консульство соваться было бы неразумно.

 

Полицейские встретили меня не очень приветливо, но отнеслись с пониманием и сразу же занесли описанию рюкзака вместе со списком исчезнувшего имущества в здоровенный талмуд учёта преступлений. Увы, дальше этого дела не сдвинулись, потому как у них, якобы, не было надлежащих бланков справок; как вариант, они предложили мне отправиться на северную окраину Францистауна, где находится центральная станция полиции.

 

Несколько удручённый новой загвоздкой, я спустился со второго этажа автостанции к брату, успевшему за то время пообщаться с местным отребьем, облюбовавшим окрестности терминала; по его соображениям, украденные вещи ворам могут пригодится, тогда как документы они скорее всего выбросят, вот он и обошёл по собственной инициативе наиболее грязные палатки и лотки, обещая вознаграждение тем, кто найдёт российский паспорт на имя Вацлава Шуббе. Отбросы общества, в свою очередь, заверили его, что сделают всё возможное, но предупредили, что скорее всего кража - дело рук приезжих гастарбайтеров-зимбабвийцев, и в этом случае дело худо...

 

Обменявшись мнениями о дальнейших перспективах, мы стали думать, каким транспортом нам следует добраться до полицейского участка, так как топать пешком по всё усиливающейся жаре нам никак не хотелось.

 

Тут, при мысли о транспорте, меня и толкнуло что-то: я вдруг сообразил, что свой малый рюкзак снимаю очень редко, фактически он прирос к моей спине, и лишиться его вот так запросто было никак невозможно. В путешествии я вообще не расстаюсь с ним нигде, за исключением гостиниц и транспорта.

 

Транспорта...

 

"А ведь я давеча заходил в один транспорт, когда искал места для нас", - явилась в голову неожиданная мысль. Тут меня снова толкнуло что-то: я ведь запросто мог снять малый рюкзак, чтобы удобнее чувствовать себя в тесном проходе, после чего скорее всего машинально положил его на одно из свободных в тот момент сидений, чтобы занять место.

 

Я призадумался, и в свете открывшихся обстоятельств решил пока с походом к центральной полицейской станции повременить. Напротив, имело смысл двинуться в диаметрально противоположную сторону, а именно на злополучную стоянку, где я без труда обнаружил сразу несколько автобусов с логотипом компании "Seabelo".

 

Признаться, на какой-то успех я не очень рассчитывал, и просто хотел отдать одному из водителей письмо к сотрудникам габоронского офиса фирмы с просьбой расспросить шофёра того рейса, на который пали мои подозрения. И здесь мне необычайно повезло, потому как тот мужичок, к которому я обратился, направил меня в соседний автобус, где, по его словам, ждала отправления некая Montle, представитель компании в этих краях.

 

Дело, кажется, принимало положительный оборот: такая важная по местным меркам особа могла, по идее, просто связаться с нужным мне водилой при помощи телефона, и тогда вопрос сразу был бы решён (или не решён).

 

К счастью, хрупкая негритянка с туго заплетёнными косичками волос была готова мне помочь, и после некоторых манипуляций сумела всё- таки дозвониться до нужного автобуса. Поговорив с минуту на каком-то местном наречии, она повернулась ко мне с каким-то странным выражением лица... "Что, не нашёлся мой рюкзак?" - с упавшим сердцем поинтересовался я. "Не нашёлся, - был ответ, - но это был другой водитель, не тот, который ушёл в рейс: там произошла замена..."

 

Надежда снова робко посетила меня, и начался второй раунд переговоров, во время которого я, опять-таки, сидел как на иголках...

 

Снова последовала серия фраз на местном наречии, снова на лице негритянки появилось странное выражение, но теперь в ответ на мой немой вопрос она сказала: "Водитель осмотрит салон и перезвонит"...

 

Ожидая третьего звонка, я чувствовал, что четвёртой порции нервотрёпки определённо не выдержу...

 

Прошло ещё минут пять, по истечении которых телефон Монтле зазвонил, и моя судьба всё-таки решилась...

 

 

Часть 30, в которой происходит целая серия важнейших событий...

 

Весть, принёсшаяся по мобильной связи моей "палочки-выручалочки", была сродни долгожданному дождю после засухи: рюкзак нашёлся!!!

 

Правда, моя новая знакомая заявила, что, дескать, радоваться покамест рано: когда автобус прибудет в Габороне, последний рейс оттуда на север уже уйдёт в путь, так что нечего и рассчитывать получить имущество обратно сегодня. Когда же я предложил попросту пуститься за ним следом, мне было с сожалением сказано, что на шоссе работают контрольно-пропускные пункты, и человека без документов они ни за что не пропустят...

 

Положение снова стало угрожающим, ведь ждать ещё сутки во Францистауне мы не могли хотя бы потому, что назавтра у нас уже были выкуплены билеты из Габороне в Йоханнесбург; гостиница на следующую ночь у нас тоже была заказана в столице Ботсваны, что я и объяснил африканке. Призадумавшись, она некоторое время сидела молча, что-то соображая, а я пока родил идею всё-таки сходить в полицию и получить временное разрешение на пребывание или хотя бы подтверждение факта исчезновения документов. В ответ негритянка предложила никуда не ходить, а дождаться отправления автобуса: она, мол, во время проверки свяжется с тем водителем, что является временным обладателем моего рюкзака, и тот подтвердит, что паспорт у меня имеется. С этой мыслью я вполне согласился и решил покамест притащить в автобус брата, чтобы ждать поездки в комфортных условиях, рассевшись на свободных сиденьях. Когда же я исполнил задуманное, то выяснилось, что дела обстоят даже лучше, чем ожидалось: водитель оказался сообразительным малым, и передал рюкзак на один из встречных автобусов, попавшихся ему на пути...

 

Прибытие имущества, таким образом, ожидалось через какой-то час, который я коротал нетерпеливым подпрыгиванием. То меня посещала надежда, что ещё удастся кое-как выкрутиться, то вдруг накатывали подозрения насчёт дальнейшей судьбы документов - их ведь непонятно кто отдал непонятно кому где-то посреди Ботсваны...

 

В общем, сгрызая ногти уже до вторых фаланг пальцев, я клялся себе больше никогда-никогда-никогда не выпускать рюкзак из рук нигде и ни за какие коврижки; главное - получить его назад, а там уж я буду начеку круглосуточно...

 

Последним штрихом к произошедшему стоит добавить тот момент, когда Монтле куда-то усвистала - я надеялся, что она пошла встречать моё беглое имущество, и боялся, что паспорт, например, могли потерять по дороге.

 

Опасения мои были напрасны: беглец явился ко мне в целости и сохранности, немного уставший, но вполне в форме. Мой же радости не было предела, и тут я совершил поступок, который натурально вогнал мою спасительницу в краску. Вы видели краснеющих негров?! Я тоже не видел - до той самой минуты. Почему-то Монтле ужасно смутилась, когда её отблагодарили сотней рэндов. Она даже сперва поинтересовалась, хочу ли я обменять валюту, а поняв, что это ей презент, смутилась донельзя. Может, и не надо было совать деньги

 

словарного запаса мне точно не хватило бы, чтобы выразить всю мою благодарность за избавление от бесчисленной кучи грядущих проблем!

 

Фактически, мне повезло несколько раз, и повезло поистине фантастически:

- сбежавший рюкзак никто из пассажиров не взял себе;

- сотрудница автобусной компании оказалась на месте как будто специально, ведь без её помощи весь этот фокус с возвращением не удался бы;

- водитель сообразил передать мои вещи по дороге.

 

Я, кстати, ещё удосужился сходить в полицейское отделение автовокзала, чтобы забрать обратно заявление о краже, но там было совершенно пусто: весь второй этаж, занятый полицией, оказался безлюден. Зато я там сходил в чистый, цивильный туалет правоохранителей, не чета тому общественному, что торчит на первом этаже.

 

И напоследок, чтобы поставить точку в этой нервотрёпке, замечу, что вскоре мы попались на глаза некой торговке, одной из тех обитательниц рынка, с которыми пару часов назад общался брат. Она его запомнила и подошла поинтересоваться, как дела, а узнав, что проблема рассосалась, мигом сориентировалась и предложила купить у неё чипсы, что обмыть удачу...

 

 

Часть 31, в которой мы испытываем все "прелести" автобусного тура...

 

Автобусные туры я терпеть не могу, и это отвращение сформировалось у меня не случайно: съездив в подобные вояжи пару раз, я достаточно нахлебался, чтобы сделать соответствующие выводы. Ума не приложу, зачем нужно портить себе драгоценный отпуск в тесном, битком набитом салоне, где приходится проводить много суток в скрюченном положении - это ведь мазохизм какой- то... Вот мы ехали всего шесть часов, а и то устали как собаки и потом чувствовали себя совершенно разбитыми. А ведь нам не пришлось ещё потом часов этак пять искать хостель, как это делают некоторые, с позволения сказать, любители путешествовать. Впрочем, обо всём по порядку.

 

После того как я снова воссоединился со своим рюкзаком, и ко мне вернулись все ценности, включая паспорт, настало время вернуться на грешную землю и постараться всё-таки добраться до Габороне. Изначально мы не рассчитывали насладиться Ботсваной полномасштабно, рассматривая эту страну как своего рода экзотику и промежуточный пункт на пути от водопада Виктория в ЮАР. Тем не менее, нам хотелось и с местной жизнью свести знакомство, что отчасти удалось во Францистауне. На Габороне у нас было отведено полдня, но это по плану. Реальность, как вы уже поняли, раз уж дочитали до этого места, с планами сильно разнилась. Фактически, из-за моей оплошности весь день пошёл насмарку, отчего нам светило оказаться в столице только глубоким вечером. А попасть на ботсванский юг нам было необходимо кровь из носа, поскольку наутро нам следовало двигаться в Йоханнесбург. Соответственно, мы, сразу после того как пришли в себя, озаботились проблемой переезда. Монтле, наша избавительница, весьма вовремя сообщила, что автобус "Seabelo", чьё отправление было назначено на два часа, пойдёт позже и рекомендовала воспользоваться ближайшим  рейсом - неважно какая компания это будет. Мы так и поступили, укхватив одни из последних мест в очередном автобусе. Спустя ещё пару минут все сиденья оказались занятыми, и наш транспорт отчалил; пара человек, замечу, так и осталась стоять в проходе, рассчитывая (и небезосновательно) потом занять какое-нибудь из кресел, освобождавшихся по ходу дела.

 

Проезд по маршруту Францистаун-Габороне стоит фиксированную сумму в 83 пулы, так что на чём ехать - всё равно, а вот как ехать - не всё равно, по крайней мере для меня. Лично мне транспорт от компании "Manube Express" не понравился совсем: с машиной "Seabelo" даже сравнивать нельзя. Конечно, и там, и там были пять сидений в ряду, и там, и там присутствовала соответствующая публика, однако в первом случае разломанным оказалось буквально всё, что было можно, тогда как в том салоне, где мы ожидали возвращения блудного рюкзака, определённо чувствовался уют и комфорт.

 

Будь мы в другом настроении, непременно принялись бы брюзжать и злиться по поводу скверного состояния автобуса, но так как пережитый утром стресс всё ещё давал себя знать, то даже ругаться не хотелось. Я всё ещё не мог поверить в чудесное избавление от стольких проблем разом, тогда как брат только периодически качал головой, не решаясь, впрочем, высказать свои претензии - он-то хорошо помнил, как мы однажды по его милости совершили экскурсию на российско-финскую границу: приехали, понимаете ли, на КПП, и только там он обнаружил, что забыл дома загранпаспорт...

 

Спора нет, моя "выходка" была куда круче, так ведь в итоге всё обошлось, разве нет?!

 

Как это обычно бывает в автобусных турах, за бортом ничего интересного не происходило; рассказывать байки про то, сколько всего интересного якобы можно увидеть по дороге, скажем, от Бреста до Берлина можно лишь тем, кто никогда не видел автобанов: они, знаете ли, обходят города стороной, и окромя полей или лесов ничего толком посмотреть не удастся. Нашу действительность ещё несколько скрашивали картины, разворачивавшиеся на обочинах, когда автобус по дороге заезжал в населённые пункты, и там поднималась суета. На одной из остановок так и вообще произошла занятнейшая история, когда первые ряды торговцев, прорвавшиеся в автобус, оказались в самом конце салона задавленными второй волной "атакующих" и на некоторое время проход походил на Фермопильское ущелье в минуты его славы, так как те, кто пролез поглубже не могли выбраться, а их сменщики, обуреваемые жаждой продать своё барахло пассажирам с задних сидений, не позволяли сдвинуть свою фалангу...

 

Дважды на пути нам встречались упомянутые выше блокпосты; первый из них был полно полицейскими, и там действительно проводилась поголовная проверка документов - всех выгнали наружу и вежливо попросили предъявить виды на жительство, визы и так далее. Вторая преграда почему-то оказалась брошенной, так что её мы проследовали без остановок, и вскорости уже въезжали в пригороды ботсванской столицы.

 

С высоты виадука Габороне смотрелось довольно неплохо, по крайней мере деловой центр с небоскрёбами выглядел вполне прилично. Но это я, конечно, малость преувеличил: современной архитектуры насчитывалось совсем немного, так, пара высотных зданий да офисные центры. Именно в их стёклах отражалось заходящее солнце, и вся картина создавала достойное впечатление о горроде.

 

Всё здорово изменилось, когда мы вывалились наружу возле автовокзала: это был стандарный африканский автовокзал, который кто уж видел, тот вовек не забудет. Был он, пожалуй, почище своего кигальского собрата, но и тут валялся мусор, шлялся праздный люд и предлагали свои услуги таксисты. Один из них был почему-то уверен, что белые гости смогут добраться до нужного им места только с его помощью; гости, напротив, пребывали в твёрдой уверенности, что справятся своими силами - гостиница была в сотне метров от того места, где мы находились. Только уразумев эту истину, африканец бросил свои домогательства и отбыл восвояси, а мы проследовали намеченным курсом и через пару минут уже распаковывали вещи.

 

Тут уместно лишний раз напомнить, что я считаю предварительный заказ отеля первейшим делом. Сами посудите: мы всё утро пробегали в состоянии тяжелейшего стресса, а потом тряслись в неудобном автобусе - не хватало нам только ещё шесть (!) часов ходить по ночному Габороне в поисках какого-нибудь ночлега. Я не шучу - поищите в интернете фразу "далеко пешком, с рюкзаком, голова раскалывается к тому же, в общем ужасно, шесть часов искала хостел", и сразу поймёте, что надо быть совершенно больным на всю башку, чтобы так над собой издеваться. Да, мы заплатили 60 долларов за номер на двоих, так у нас были все удобства, включая кондиционер.

 

Единственным, пожалуй, неудобством, как мне мнилось после прибытия, было тесное соседство отеля и ночного клуба; фактически "Gaborone Hotel & Casino" успешно совмещает в себе обе указанных в названии функции. Так вот, громкая музыка, грохотавшая из левого корпуса, оказалась почему-то совершенно не слышима в центральном здании, отчего мы отлично выспались и едва не проспали время отъезда.

 

 

Часть 32, в которой темнота ботсванской столицы нас ничуть не пугает...

 

И вот ещё что хорошо: когда не теряя времени даром мы распаковались и прихлёбывая чай стали уточнять программу завтрашнего ответственного дня, то выяснили, что нужный нам автобус уходит вовсе не от автовокзала, а откуда-то ещё; ориентиром была автозаправка на одной из центральных улиц. Это было серьёзным ударом, ведь я думал, что нам поутру предстоит только прилегающую площадь перейти, и вот-те такой фокус!

 

Представляете, мы бы искали полночи отель, после чего благополучно прозевали бы такой важный нюанс! Но это не наш удел, и мы решили провести разведку на местности, тем более что чай с пряниками и отдых в мягких креслах комнаты восстановил наши силы.

 

Время для прогулки было самое что ни на есть "подходящее", то есть полная темнота. Правда, за окнами отеля была уже не та Африка, что раньше - мне доводилось видеть и ночную Кампалу, и ночной Найроби, а здесь всё было более-менее чинно, ведь не зря же Ботсвана славится довольно низким уровнем преступности, сбалансированной экономикой и прочими радостями жизни: алмазные копи дают стране доход, а уж правительство умудряется не только набивать собственные карманы, но и что-то делать для людей...

 

Искомое место отправления автобуса лежало от нас по другую сторону железнодорожного полотна; пешеходы могли перебраться через него по виадуку - обе части города соединены несколькими трассами, нов се они лежат в стороне от нахоженных местным населением троп. Даже сейчас, несмотря на позднее время, африканцы курсировали взад и вперёд, словно муравьи: поднявшись на виадук, мы поняли в чём дело, узрев целую россыпь магазинов и супермаркетов. Именно сюда стремился людской поток, двигавшийся туда за покупками, а оттуда нагруженный под завязку.

 

В этом плане нам снова выпала удача, так как голод уже начинал давать о себе знать: стресс его притупил, а теперь лично мне хотелось есть всё сильнее буквально с каждой минутой. Естественно, имея перед собой кучу кафе, трудно было удержаться от посещения одного из них, и мы оперативно навестили общепитовскую точку, один в один слизанную с забегаловок сети "KFC" - тот же принцип работы, та же курятина...

 

Был в африканском аналоге, впрочем, и свой собственный стиль, ведь систему "быстрого питания" ботсванцы сделали системой "медленного питания": нам, к примеру, пришлось ждать выполнения заказа порядка двадцати минут. Вдобавок, чуть ли не половины имевшихся в меню позиций на самом деле не имелось; так, салат, обещанный набором номер 4, отсутствовал - нам ничтоже сумняшеся предложили оформить заказ на данный набор, но без салата...

 

Африканский менталитет проиллюстрировать лучше, кажется, невозможно...

 

Время же постепенно уходило, и я, предчувствуя, что супермаркеты того и гляди закроются, оставил брата ждать заказа с номерным купоном, а сам поспешил к светящимся витринам. И, надо сказать, сделал это я очень вовремя: охрана как раз перекрыла вход. Я прибыл аккурат к тому моменту, когда дородная негритянка прямо-таки умоляла её впустить, но получила категорический отказ. Правда, белому человеку охранник отказать не смог, ну и заодно распространил свою доброту и на соотечественницу. Я ведь читал где-то в интернете, что, дескать, жители Африки относятся к белым без пиетета, и теперь считаю данное утверждение бессовестной ложью; опыт посещения семи стран чёрного континента категорически убедил меня в обратном...

 

В закрывавшемся супермаркете я отоварился как следует, истратив практически все пулы до последней копеечки - сок, бадья воды и комплект печенюшек должны были помочь нам продержаться следующее утро, поскольку завтрака нам не полагалось, да и где же его взять в шесть утра? Таким образом, я, как уже сказано выше, благополучно сбагрил всю "воду" до последней "капли": в переводе с местного наречия "пула" как раз означает одновременно и "жизнь", и "вода", тогда как мелочь "фебе" переводится как "капли".

 

Кафешная курятина оказалась по вкусу так себе, но нам в тот момент было не до деликатесов; их мы отведаем позже, уже в ЮАР. А пока надо было туда всё-таки добраться - зря мы что ли ехали в такую даль? Так что мы уже в глухой темноте продолжили исследование территории центрального района Габороне, и всё же обнаружили нужное место. Там и впрямь была заправка, и рядом с ней имелся офис автобусной компании "Interlink Mainliner", и всё выглядело как следует.

 

Как следует выглядели и окрестности, потому что параллельная  улица The Mall представляла собой что-то вроде местной Пятой авеню со сверкающими витринами магазинов и распахнутыми дверями кафе. Другое дело, что на всё это великолепие накладывал свой неизгладимый оттенок местный колорит, отчего местность смотрелась несколько гротескно. Нет, ну в самом деле, в каждой кафешке было хорошо если два-три посетителя, тогда как торговые залы как правило вообще пустовали.

 

Обратный путь в отель ничем интересным не был отмечен, кроме того факта, что мы где-то умудрились обронить карту, отчего у нас вышел спор, можно ли пройти к виадуку наискось через деловой квартал столицы или нет. Как потом оказалось, ничего у нас из этого не вышло, потому как местная планировка резать углы никак не позволяет: там, где у нормальных людей есть проход, Африка затягивает лишнее пространство колючей проволокой, если, конечно, там не удаётся возвести капитальную стену. С той же, заметим, проволокой наверху.

 

Наша гостиница в этом плане исключением не была, и внушительный забор при ней также имелся. Не очень, однако, понятно было, как охрана обеспечивает безопасность объекта, если в казино таскается масса народа, и уследить за каждым нет никакой возможности? Тем не менее, ночь для нас прошла спокойно, и спозаранку мы, запив  чаем с бутерброды, выступили в поход. Утренний Габороне встретил нас теплой погодой и встающим солнышком, а поскольку мы уже фактически отработали самую сложную часть программы, то солнце  вставало над нами и в фигуральном смысле - солнце Аустерлица! Фактически, не успел полупустой автобус отчалить, как через несколько минут у нас на телефонах сменилась сеть, поскольку мы уже зацепили юаровские станции. Столица Ботсваны ведь находится всего в нескольких километрах от границы с ЮАР, так что не пробило ещё семи утра, как мы оказались на КПП.

 

Теперь нам предстояло пробыть два дня в Йоханнесбурге и закончить поход на берегу Индийского океана, в городе Дурбан...

 

Посмотреть фотографии Ботсваны... Изучить полезную информацию...

 Вернуться на главную страницу... 

Рейтинг@Mail.ru