Рассказ о путешествии по Хорватии: поездка в Задар
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА РАЗНОЕ КОНТАКТЫ

Хорватия

Самостоятельное путешествие по Хорватии дало мне осмотреть достопримечательности Задара, увидеть площадь Пяти колодцев и морской орган, оценить старинные церкви и дома; хотите знать больше - читайте рассказ о поездке в Задар во время самостоятельного путешествия по балканским странам

 

Балканские приключения. Часть 11. «Диван Задар»

 

Чем дальше мы уезжали от Шибеника и чем ближе мы подъезжали к Задару, тем сильнее я ощущал торжественность момента: думал ли кто-нибудь из нас, изучающих на школьных уроках истории перипетии Четвёртого крестового похода, что мы сможем самолично воочию созерцать те места, про которые шла речь в учебниках. И хотя мне довелось бывать и в Константинополе, нынче зовущимся Стамбулом, и во множестве других городов, почему-то именно Задар вызывал у мня чувство сопричастности к событиям прошлого. Думаю, всё оттого что мне в память врезалась трагическая судьба этого места: крестоносцы, понимаете ли, шли отвоёвывать у неверных Иерусалим, а отвоевали Задар у самых что ни на есть христиан. Причина такого кульбита кроется в интригах венецианцев, которые желая избавиться от опасных конкурентов по торговой части натравили на них рыцарское воинство; захват и разграбление города стало своеобразной формой уплаты долга за логистические услуги, оказанные Венецией крестоносному воинству. И хотя задарцы вывесили на стенах громадные флаги с христианскими символами, это им ничуть не помогло… Кстати, папа римский, узнав о таком кощунстве, немедленно отлучил от церкви всех участников безобразия – бедняга ещё не знал, что вскоре жертвой рыцарей станет Константинополь…

 

Словом, достопримечательности Задара манили и привлекали к себе, но не менее привлекательной выглядела и городская история. И. надо сказать, ожидания нас совсем не обманули: прогулка по местности оставила у нас самые приятные воспоминания.

 

Благоприятный тон знакомству с городом задал автовокзал Задара, мрачноватый на вид, однако оснащённый всеми нужными для путешественника службами. Достаточно будет сказать, что внутри автостанции имелась камера хранения багажа, позволявшая оставить вещички по удобоваримой цене в две с половиной куны за час; иначе говоря, шесть часов прогулки по Задару налегке стоят всего лишь 2 евро – серьёзное подспорье для тех, кто здесь проездом. Имелись на автовокзале и кассы предварительной продажи, и хорошо оформленное расписание автобусов, имелось собственное кафе, а если упомянуть, что через дорогу от терминала имеется продовольственный супермаркет популярной в Хорватии сети «Konzum», то станет понятно: автовокзал Задара вполне оправдывает возлагаемые на него ожидания.

 

Оправдал ожидания и сам город, даром что сперва вместо исторического центра приезжающему на автобусе достаются новостройки. Впрочем, не стоит переживать: на помощь в любой момент готов придти местный общественный транспорт, и автобусы маршрутов 2 и 4 довезут желающих до центра всего за 8 кун, если билетик приобрести заранее или за 12 кун, когда его продают их водители.

 

Но лучше, на мой взгляд, пройтись по округе пешком: новые кварталы города хоть и не обладают очарованием старых, в прогулке по ним есть некая приятность. Опять же, часть пути мы, например, проделали по берегу бухты, и заодно насладились панорамными видами.

 

Кроме того, многие люди выбирают для осмотра достопримечательностей Задара альтернативный способ, а именно велосипед - особенно популярна эта практика летом. Здешняя плоская местность отлично подходит для велосипедных прогулок, в отличие от холмистого Дубровника или Сплита с его узкими улочками исторического центра. Вот только контора, сдающая в аренду двухколёсных коней, прекрасно знает о тяге туристов к этом виду транспорта и потому заламывает высокие цены. Например, час проката стоит 3 евро, сутки обойдутся в 21 евро; хоть в офисе и висит объявление, что, мол, арендовать велосипед в Задаре на длительный срок можно по договорным расценкам, прибывшие, скажем, на месяц могут себе велик просто купить, ибо хороший агрегат немецкого производства доступен за 600 евро, как мне удалось выведать в одном из магазинов.

 

Старая часть города начинается примерно в четверти часа ходьбы от автовокзала, когда перед гуляющим предстают городские стены. Они кольцом охватывают исторический центр, прямо как в старые добрые времена. И хотя все укрепления не помогли горожанам остановить натиск крестоносцев, всё же они принесли пользу во многих других конфликтах. Интересно, что венецианцы, чей дож Дандоло натравил на Задар рыцарей, мало того что добились избавления от конкурентов, но впоследствии сумели прибрать город к рукам и заправляли в нём с 1490 по 1797 годы, то есть как раз до того момента, когда их самих прибрал к рукам Наполеон Бонапарт…

 

Зайти на территорию исторического ядра можно разными способами, но я лично рекомендую избрать для этого пусть через "Kopnena vrata". Эту внушительную постройку чаще всего переводят как «Врата земли», и хотя это словосочетание не вполне точно передаёт смысл названия, здесь будет использоваться именно оно. Так вот, ворота эти не просто торжественным и красивы, но и могут рассматриваться в качестве самостоятельной достопримечательности Задара, ведь далеко не каждой постройке уделяется такое внимание, какое досталось этой. Создавал её, например, один из крупнейших итальянских зодчих XVI века Микеле Санмикеле, сделавший себе имя в Риме, куда его пригласил лично папа. А на строительство новых ворот для Задара архитектора подрядили венецианцы, и потому самой заметной деталью сооружения является символ торговой республики, крылатый лев.

 

Пусть через Kopnena vrata хорош ещё и тем, что помимо ощущения торжественного входа в пределы старинного города путешественник получает возможность увидеть ещё одну достопримечательность, площадь Пяти колодцев. Trg pet bunara получила своё название, как нетрудно догадаться, из-за этих самых колодцев числом пять штук: это были колодцы, как в сказке, не простые, а натурально золотые, так как с их помощью городской гарнизон добывал воду во время турецкой осады XVI века. Соответственно, площадь пяти колодцев с тех времён пользуется у жителей Задара большим уважением, да и туристы жалуют её, так как старинное оформление колодцев вкупе с окружающими местность бастионами смотрится на редкость живописно.

 

Начав осмотр города с такого примечательного места, грех будет снижать планку, и потому лучше всего незамедлительно двинуться в сторону Народной площади, к турофису. Дорога туда идёт либо по улице Spire Brusine, либо по параллельной дорожке с говорящим названием Siroka ulica. Широка эта действительно довольно широкая, и пейзажи на ней покрасивее, хотя вот по части магазинов хороши обе артерии. Вообще, исторический центр Задара производит приятное впечатление даже без учёта церквей и музеев – можно просто гулять и смотреть на здания. Лучше, правда, при этом не знать, что старинная застройка оказалась разрушенной во время Второй Мировой войны, и теперешние здания всего лишь стилизованы под старину. Всё же постарайтесь воспринимать окружающий мир с эстетической точки зрения, и тогда получите от прогулки по Задара истинное удовольствие.

 

Направив нашу экспедицию к туристическому офису Задара я собирался, как уже заведено, раздобыть подробную карту города и, возможно, получить информационные буклеты с описанием достопримечательностей. Подобный ход мы успешно предпринимали в Загребе, Сараево, Дубровнике и других городах, посещённых во время путешествия по Балканам. Вышло по-нашему и в этот раз, только вышло оно нескоро: когда я заявился в расположенный на углу Narodni trg офис, там уже торчали какие-то назойливые англичане, дотошно выяснявшие, где бы им переночевать в Задаре недорого. Сотрудница турслужбы уже с ног сбилась, предлагая им варианты, но все они не подходили из-за «высоких» цен; бритты, похоже, собирались заночевать за десятку евро, и пусть туалет на этаже, зато выпивку проносить не мешают, как это обычно бывает в хостелах. Вот только по случаю окончания сезона большинство задарских хостелов уже не функционировала, а апартаменты в Задаре были недоступны почти поголовно. Тогда гости с британских островов взялись выяснять, как бы им добраться до Плитвицких озёр. В принципе, добраться туда несложно, но, опять-таки, в сезон, тогда как осенью до заповедника ходит, насколько я понял, единственный автобус утром, и он же возвращается вечером. Началось обсуждение этого варианта, и если бы я не влез в паузу с просьбой и не объяснил, что мне нужна карта Задара, то пришлось бы, пожалуй, зависнуть там надолго.

 

Всё же визит в турофис не прошёл даром, и помимо вожделенных материалов о городе я также выяснил, что контора решает вопросы с ночлегом и организует экскурсии из Задара, причём последние предлагаются в великом количестве, и «щупальца» аффилированных турфирм дотягиваются и до Сплита с Дубровником, и до уже упоминавшихся Плитвицких озёр, и до Черногории. По большому счёту, во все эти места реально добраться и самостоятельно, но так как многие люди на отдыхе предпочитают расслабиться и организовывать подобные вояжи через турфирмы, советую им выяснить нужные контакты в информационной службе Задара.

 

За то время, пока я канителился с туристическим офисом, брат успел досконально осмотреть прилегающую Народную площадь. За свою многовековую историю она успела сменить несколько обличий, и тот архитектурный ансамбль, который Narodny trg представляет нашему вниманию, сложился где-то XVIII-XIX столетиях, хотя отделтные постройки типа городской Ложи датируются более ранними временами. Можно лишь воображать, как площадь выглядела в раннем средневековье, однако нынешний её облик вполне презентабелен, и при взгляде на ту или иную постройку отчётливо ощущается общая гармония этого места.

 

Лично мне больше всего на площади понравилась элегантная башня с часами, словно перекликающаяся с другой доминантой, колокольней задарского собора. Сам-то храм мне не глянулся, хотя это вряд ли его вина: во время штурма города крестоносцами постройка жестоко пострадала, и горожане потратили весь остаток XII века на её реставрацию. Получилось как-то не очень, и хотя, наверное, собор вышел красивее той раннехристианской базилики, на смену которой он пришёл, запоминающимся его не назовёшь… Запомнилась мне только пристроенная на исходе средних веков колокольня, и благодаря этой махине, изящной и массивной одновременно, главный храм Задара воспринимается в целом благосклонно.

 

Поблизости, на Trg opatice Cike находится другая важная достопримечательность города, Археологический музей. Его коллекция, чья основа была заложена в далёком 1832 году, справедливо пользуется славой одной из самых старых во всей Хорватии, добавляя к этому званию ещё и лавры наиболее полного собрания древностей: помимо бесчисленных произведений искусства греческой и римской эпох, она также представляет посетителю всю гамму предметов, начиная с неолита. Думаю, те 15 кун, что просят музейщики за вход, с лихвой окупятся прикосновением к античным временам, так добро пожаловать в Археологический музей Задара с 9 до 14 часов круглый год, плюс с 17 до 21 часа летом.

 

Продолжим теперь прогулку по старым кварталам, сосредоточившись на местных святилищах. Они имеются на любой вкус, и старые, и поновее. К числу первых относится, например, церковь святого Доната; по её виду не догадаться, что перед тобой ценнейший памятник старинного зодчества, уж больно простовато выглядит храм. Однако эта «простоватость» и есть признак древности, ибо возвели постройку ещё в те времена, когда христиане ещё не успели обзавестись собственными канонами архитектуры, и даже романский стиль только-только начиная завоёвывать популярность. Вот и вышла выстроенная в IX веке церковь святого Доната слабо оформленной, непритязательной. Но если эстетическая часть данного исторического памятника не на высоте, сосредоточьтесь на форме: храм почти круглый, что вообще-то редкость для такого рода сооружений. Не иначе, на воображением авторов проекта повлияли выкрутасы их предшественников, чьими трудами сполна воспользовались потомки, ведь церковь по большей части выстроена из камней разрушенных построек римлян.

 

В отличие от предыдущего объекта церковь святого Шиме не пряталась за домами, а, наоборот, преспокойно выставила на всеобщее обозрение верхушку своей громадной колокольни. Вот только когда мы добрались до этой достопримечательности Задара, выяснилось, что реальность несколько беднее тех образов, что нам представлялись по ходу дела – экстраполяция на основе башни оказалась ложной. А всё потому, что церковь эта хоть и была возведена в раннем средневековье, впоследствии её несколько раз перестраивали, и окончательный вид она обрела лишь в первой половине семнадцатого века. Получился, таким образом, определённый стилистический разнобой, да и историчность храма вроде как под вопросом…

 

Куда более ярко смотрится по сравнению с двумя предыдущими церквями базилика святого Кршевана, крупная и более-менее декорированная. Выстроили её примерно тысячу лет назад, когда архитекторы уже успели освоить романский стиль зодчества, и потому постройка вышла довольно впечатляющей. Остаётся пожалеть, что вместе с ней не дошли до нашего времени остальные сооружения обширного по размерам бенедиктинского монастыря, ибо они в комплексе создавали бы познавательную картину. Также надо пожалеть об отсутствии у базилики колокольни: вроде как изначальный проект предусматривал подобающих габаритов башню, однако политические перипетии и отсутствие денег привели к ситуации, когда, как говорится, не до жиру, быть бы живу – ладно хоть сам храм уцелел, и то хорошо…

 

Куда больше повезло монастырю святой Марии – эта обитель в отличие от бенедиктинской сохранила помимо церкви также и её колокольню. Ну то есть не прямо так взяла и сохранила, но поскольку оба объекта оказались восстановлены довольно скрупулёзно, можно считать их всё-таки сохранившимися. Выглядит эта композиция более чем презентабельно, и всё потому, что ансамбль не просто старинный, но и долгое время пользовавшийся покровительством властей, ведь основали монастырь в 1066 году по личному приказу хорватского короля.

 

Осмотрев главные достопримечательности Задара, пора теперь посвятить время местным набережным, причём посвятить придётся массу времени: сам город хорош, а его прибрежная полоса просто великолепна. Лучше всего всей этой красотой любоваться при хорошей погоде, потому как с любой стороны, куда ни взгляни, открываются прекрасные пейзажи - исторический центр Задара сконцентрирован на вытянутом мысу, и, соответственно, три стороны света доступны обзору. Лучше всего выглядит морской фасад, демонстрирующий нам рейд с махинами круизных судов, но и ту часть берега, что обращена к западу, я не стал бы сбрасывать со счетов – широкая полоса дороги вдоль воды позволяет и на солнышке погреться, и понаблюдать за тем, как со стороны лайнеров прибывают катера, набитые туристами. На востоке такого простора нет, однако там устроены стоянки катеров да яхт, придающие местности чертовски живописный вид.

 

Прогуливаясь по залитым солнцем набережным, мы вдруг обнаружили, что совсем рядом с нами имеется на карте значок достопримечательности с пометкой «Морской орган». Ясно дело, отказаться от встречи с подобной диковинкой было выше наших сил, и вскоре указанная точка была достигнута. Тем не менее, ничего похожего на церковные органы в округе не имелось, и понадобилось залезть в путеводитель по Задару, чтобы расставить все точки над «ё». Выяснилось, что мы имеем дело с подземно-подводным сооружением, чьи трубы расположены ниже набережной: морской орган работает при сильном волнении, или когда волну поднимают огромные круизные суда – тогда заливаемый водой инструмент начинает издавать разные звуки. Слабые волны заставляют его тянуть заунывные «сочинения», так что, как я полагаю, сполна насладиться музыкой моря можно лишь во время разгула морской стихии… Словом, попытайте счастья на северной оконечности набережной Petra Kresimira, и, глядишь, удастся слиться с природой…

 

Возвращались мы в исторический центр Задара по восточному берегу, где так приятно любоваться яхтами и аккуратными домиками на противоположной стороне гавани. Там-то нас и заинтриговал хитрый указатель с надписью «Zadarski barkajoli». Брат, неплохо знающий сербско-хорватский язык, мигом определил, с чем мы имеем дело, однако любой носитель русского, как мне кажется, способен по корню «барка» сделать соответствующий вывод: мы прибыли к месту лодочной переправы. Лодочники с утлыми челнами - своеобразная достопримечательность Задара, родившаяся то ли в четырнадцатом столетии, то ли в пятнадцатом. Удивительно, что местные жители не додумались организовать переправу раньше: старый город на полуострове и его материковая част рассечёны бухтой, так что если не связываться с перевозчиками, придётся делать по суше изрядный крюк. Таким образом, лодчонки были вплоть до последнего времени всегда востребованы, и их не сумели истребить войны, катаклизмы и политические дрязги. Одолеть частную инициативу властям удалось лишь недавно, когда через бухту перебросили пешеходный мост; лодочники долго и упорно протестовали, но остановить строительство не смогли. Теперь масштабы извоза здорово упали, и услугами перевозки пользуются почти исключительно туристы, для них это уникальный опыт и развесёлый аттракцион…

 

Местом отправления лодочек служит набережная Istarska obala, по которой мы уходили из пределов старого города. По-моему, это достойное место для прощания с Задаром, хотя и другие варианты «отступления» никто не заповедал. Скажем, можно пройти на выход центральными улицами, особенно если по ходу прогулки через центральный кварталы вы так и не удосужились прикупить сувениры из Хорватии. Стоит прочесать ту же улицу со значимым названием Siroka, и магнитики, домики в балканском стиле, открытки по 3 куны охватят со всех сторон. В принципе, везде продукция примерно одинакова, и если, допустим, на углу с улицей Brace Vranjana вам встретится надпись «Hand Made», верить или нет, ваше дело, но, как мне показалось, ничего такого, в чём можно было бы заподозрить ручную работу, там не было.

 

А вот насчёт еды я бы рекомендовал поискать аутентичные местечки в стороне от центральных магистралей: если магазинные цены на Siroka удобоваримы, то насчёт симпатичных кафешек мне там как-то не очень. Рядом с турофисом, правда, имеется мороженица «Jadran», и тамошние 6 кун за шарик вроде как невеликая плата, вот только столиков в заведении нет, придётся лакомство уплетать на ходу. В общем, из всех встреченных нами точек общепита самой подходящей для обеда показалась мне контора «Tri Bunara» на одноимённой площади; это практически рядом с Istarska obala, и хотя от столиков вид средненький, само заведение заслуживает только лестных слов. Там, конечно, в меню попадаются и крупные числа, вот только вместо салата за 55 кун можно ведь взять салат за 15 кун. А если добавить к салату мясные блюда или что-нибудь из рыбной кухни, то общая сумма счёта увеличится всего на 35 кун. Как итог, полноценный обед обойдётся в десять евро, а деревянные столики и вежливое обслуживание прилагаются, так сказать, бесплатно. Стало быть, вопрос насчёт недорого поесть в Задаре решается одним махом, плюс есть возможность взять к трапезе вино домашнего изготовления, и сразу попробовать как хорватскую кухню, так и хорватские напитки.

 

Плохо одно: ресторан находится в самой дальней от входных ворот части старого города, и чтобы выбраться с полуострова, придётся сперва пройтись пешком, а только потом пытаться оседлать местный автобус, либо пытаться продолжить пешую прогулку, что проблематично с полным брюхом, особенно когда человек увлёкся за обедом дегустацией вина. Мы вот едва-едва не опоздали на нужный рейс, ворвавшись на автовокзал Задара почти ровнёхонько к отправлению: ещё пара минут, и автобус отчалил бы, а нам тогда пришлось бы ждать ночного рейса и гарантированно остаться без заказанного ночлега в Опатии. Но всё сложилось как нельзя лучше, и погрузившись в полупустой салон мы даже успели отдышаться прежде чем автобус выкатился на прибрежное шоссе и пустился в путь до Истрии. Впереди нас ждали красивейшие пейзажи Адриатического побережья, плавно переходящий в заключительный этап балканского путешествия, включавший, помимо прочего, осмотр Опатии с Риекой перед возвращением в Загреб…

Посмотреть фото Задара...

 Изучить полезную информацию... 

 Вернуться на главную страницу... 

Рейтинг@Mail.ru