Путешествие в Финляндию: Тампере и Кангасала
НОВОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА РАЗНОЕ КОНТАКТЫ

Приятные цены на отели

и 5% возвращают на счёт!

Финляндия

 

Продолжая очередную поездку по Финляндии, мы после знакомства с Валкеакоски и Хямеенлинной нацелились на Тампере.  Когда мне довелось в первый раз навестить этот город, настроение у нас было хуже некуда: планируя вылет из аэропорта Пирккала рейсом «Ryanair», мы провели всю ночь в автобусе Петербург-Хельсинки, плюс потом нам потребовалось совершить пересадку до Тампере. Иными словами, на тамперевском автовокзале мы оказались в совершенно разбитом состоянии, и с тех пор я стараюсь таких сложных вояжей не предпринимать – пусть полёт из Хельсинки смотрится дороже, он не требует таких масштабных жертв. Так что в отличие от многих граждан России, ориентирующихся на дешёвые полёты из Тампере, я ехал в этот город с целью посмотреть его достопримечательности, и не более. На тот момент мы успели в рамках путешествия по Финляндии добраться из Питера в финскую столицу, заночевать возле Хельсинки, наутро посмотреть Хямеенлинну и Валкеакоски, симпатичные местечки, обеспечившие нам душевный подъём. Дальнейшие перспективы нам казались вполне радужными, ведь гостиница в Тампере у нас была заказана, оплачена, и мы планировали после размещения отправиться гулять по вечерним улицам.

 

Само собой, в наши планы никак не входило «увлекательное» времяпрепровождение возле закрытой двери отеля…

 

Надо сказать, что я несколько раз уже сталкивался с тем, что ресепшн в некоторых гостиницах работает с перерывами; в той же Финляндии мы, заявившись в «Best Western Hamina», мигом вызвонили дежурную тётку, которая, приехав откуда-то, открыла входную дверь, выдала ключи и вообще всячески поприветствовала. Инсбрукский отель попросту прислал код от входной двери, и на безлюдной стойке портье меня ждал конверт с ключом, открывающим номер. Нормально дела прошли и в Бельгии, и во Франции, вот только здесь вышло шиворот-навыворот. То есть сперва всё, казалось, движется согласно плану, и заруливая на стоянку перед «Hotel Kauppi», я радовался, что добрались мы без приключений: отель стоит рядом с оживлённым шоссе номер 12, тянущимся от Раумы на побережье Ботнического залива до самой границы с Россией – самое то для транзитных остановок и выезжать на трассу удобно. Парковка для постояльцев отеля бесплатна, места там много, и потому вся инфраструктура казалась нам продуманной. Такая иллюзия длилась ровно до того момента, как мы стукнулись о запертый вход.

 

Если в хаминской гостинице имелось на данный случай переговорное устройство, то здесь ничего подобного не было, и не было никаких указаний на то, когда же явится портье. Мы на всякий случай подождали минут десять, по очереди обходя округу и стараясь высмотреть в окна хоть малейшие признаки персонала. Лично мне представлялось, что ресторан, занимающий первый этаж «Kauppi» должен был открыться хотя бы ради немногочисленных постояльцев и возможных транзитных гостей. Увы, за четверть часа никаких изменений в ситуации не произошло, и я тогда попытался дозвониться по телефону, указанному в бронировании. Телефон оказался штукой вроде бы полезной, но не до конца: поговорить с кем-то ответственным на том конце провода мне удалось, а добиться прогресса не вышло. Разговор с некой дамочкой, словно бы ошарашенной известиями о прибытии гостей, продлился минуты три, и большую часть этого времени она с увлечением искала подтверждение нашей брони. Усугубляло проблему то, что говорила она по-английски как-то нечленораздельно, хотя понять её при некотором напряжении сил было можно. Вот я и разобрал по итогам переговоров, что сейчас она решит вопрос, надо только немного подождать. Поняв это так, что кто-нибудь того и гляди подъедет, дабы пустить нас в комнату, мы успокоились и принялись рассматривать окрестности в ожидании дежурного портье. Поскольку рядом с отелем располагается автозаправка, машины то и дело выворачивали со всех сторон, однако ни одна из них к приотельской стоянке так и не подрулила. После разговора мы провели в ожидании приезда обещанного дежурного примерно полчаса и, думаю, прождали бы ещё дольше, если бы не счастливый случай: неожиданно прибыли коллеги-постояльцы, французская пара, которая уже имела опыт общения с гостиницей. Они-то и спасли нас, когда, обменявшись несколькими приветственными фразами, мы растолковали им, в каком гнусном положении оказались. Выяснилось, что отельские служащие вообще не приходят на работу по выходным, и в подобных случаях высылают на электронную почту код от входной двери. Затем с помощью ещё одной кодовой комбинации тем несчастным, что прибыли в субботу или воскресенье, следует вскрыть стоящий в предбаннике сейф, где забрать конверт с ключом от комнаты.

 

Излишне говорить, что никаких кодов мне на e-mail не присылали, и если бы не французы, мы наверняка простояли бы возле входной двери до морковкиного заговения… Во всяком случае, я совсем не уверен, что дальнейшие переговоры по телефону привели бы хоть к какому-нибудь прогрессу…

 

Номер нам достался не ахти какой, паршивенький, прямо скажем, был номер. Однако, убогой обстановкой дело не исчерпывалось, и главный недостаток «Hotel Kauppi» приберёг для нас следующим утром: когда в районе семи утра прислуга взялась за уборку номеров, складывалось такое ощущение, что пылесосят не в соседней комнате, за стенкой, а прямо над ухом. Слышимость там реально кошмарная, и я с ужасом думаю, во что бы вылился ночлег, будь отель заполнен хотя бы наполовину – и так-то выспаться толком не удалось…

 

Несколько сгладил впечатление завтрак, в меру сытный и достаточно разнообразный, но и тут не обошлось без конфуза: разбудившая нас уборщица натолкнула меня на мысль проверить, когда конкретно начинают завтракать в отеле. Оказалось, в будние дни утренняя трапеза почему-то длится до 9 утра, и потому нам пришлось подниматься спозаранку, чтобы заморить червячка. Что интересно, ровно в девять все сотрудники отеля бросили свои обычные занятия, то есть перестали наливать кофе и приносить еду, после чего коллективно уселись за сдвинутые столы и принялись наворачивать за обе щеки. Признаться, я в первый раз увидел, как персонал гостиницы жрёт прямо на глазах постояльцев, и эта картина меня несколько шокировала…

 

Последний штрих к портрету гостиницы был нанесён через полчаса после нашего выселения, когда мы прибыли в центр Тампере, и я собрался было продолжить записывать впечатления о городе. Тогда и выяснилось, что бумага с набросками, накопленными за предыдущий вечер, куда-то подевалась. Я отчётливо помнил, что вынимал её из кармана возле ресепшн, когда ждал, чтобы тётка-портье оторвалась от своих подружек, всё так же просиживавших штаны за завтраком – вынул, записал впечатления, и убрал куда-то в карман. Вот только в кармане бумаги не оказалось – никак, противная гостиница слопала её, как это происходит в фильмах ужасов а-ля Стивен Кинг. В общем, я советую держаться подальше от «Kauppi Tampere», это не то место, где можно переночевать в Тампере с комфортом.

 

Таким образом, вечер во втором по величине городе Финляндии оказался скомкан, и потому я, ведя рассказ, соединю впечатления следующего дня с теми, что мы всё же успели получить в день прибытия.

 

Начать нужно, пожалуй, с дороги в исторический центр Тампере: отель располагался несколько на отшибе, практически на границе с восточными пригородами, так что нам надо было пройти минут двадцать, прежде чем попасть хоть к каким-нибудь достопримечательностям. Возможно, лучше было проделать этот путь машиной, однако я люблю пешие прогулки, да к тому же парковка в центре финских городков может стать проблемой, вот мы и пустились в путь, впитывая в себя неброскую аккуратность жилых кварталов. Шли мы зигзагами на юго-запад, и с течением времени нам стали попадаться магазины, а там и до кафешек дело дошло. Другое дело, что и те, и другие заведения были большей частью закрыты по случаю вечера воскресенья, так что приходилось их оставлять за кормой. Некоторое оживление случилось только рядом с вокзалом, где стоит крупный торговый центр современного вида. Перед ним на площади веселился народ, и вообще чувствовалось приподнятое настроение людей. Отчасти этому веселью способствовало открытое кафе, чьи столики были засижены любителями пива. Надо сказать, что по воскресеньям у финнов нет никаких шансов купить крепкие напитки, так как филиалы сети «Alko», где только и продаётся серьёзный алкоголь, закрыты – они и в будние дни работают только до шести, максимум до восьми вечера. Вот и приходится любителям выпивки налегать на пиво; народная молва шутит, что если пьёшь водку, то важен результат, а если пиво, то сам процесс. Поэтому встреченные нами у вокзала жители Тампере по большей части оказались навеселе, но пьяными не были, и потому непринуждённое веселье наличествовало, тогда как агрессия и хамство отсутствовали.

 

Надо заметить, что в иных обстоятельствах мы бы не рискнули спускаться в катакомбы под железнодорожными путями: будь дело, допустим, в Йоханнесбурге, подобная подземка при соседстве подвыпившей публики, вполне мог бы стать смертельной ловушкой. Здесь же была Финляндии, и потому подземные лабиринты, расположенные под платформами, опасений не внушали. По сути, железнодорожный вокзал Тампере находится не столько снаружи, сколько внутри: стоит пройти через главные ворота, как оказываешься на распутье, потому что слева находится длинный тоннель, соединяющий две части города, тогда как вправо уходит галерея, где расположены, в частности, местный туристический офис, билетные автоматы и прочие службы. В защиту тоннеля скажу, что он тоже полезен, так как там есть пара недорогих кафе и, главное, минимаркет популярной в Финляндии сети «Siwa». Опять же, из тоннеля лестницы выводят на платформы, и пусть там гуляют сквозняки, иметь дело с этой «трубой» всё равно придётся.

 

Сквозняки гуляют и в зале ожидания – он почему-то устроен прямо за входными дверьми, и потому зимой, наверное, там сидеть не очень комфортно. Летом, пожалуй, тоже его не назовёшь образцом удобства, потому что тамошние сиденья практически напрочь лишены спинок. Кроме того, местные жители используют упомянутый тоннель для перехода из западных кварталов в восточные (так удобнее, чем идти по улице), и потому в зале ожидания постоянно болтаются курсирующие взад-вперёд толпы. То есть я хочу сказать, что

 

Следует также помнить, что цена на проезд железными дорогами Финляндии существенно выше, чем плата за автобусы, так что хоть городской автовокзал тоже не идеал, тем, кто рассчитывает направиться затем в аэропорт Тампере, лучше ориентироваться на колёсный транспорт. По сути, в этом случае всё, что им нужно сделать – выйти из междугородного автобуса и сесть в пригородный, маршрута номер 61, с помощью которого добраться до аэропорта можно всего за двадцать пять минут. В то же время, от железнодорожного вокзала придётся либо идти на автобусную станцию пешком, либо ехать ????, а это дополнительные хлопоты и расходы.

 

Заодно вкратце расскажу про аэропорт Тампере, раз уж упомянул, как туда удобнее добраться. Аэропорт, надо сказать, довольно небольшой, хотя со временем, как мне кажется, его будут расширять – в конце концов, Франкфурт-Хан тоже начинал с малого, а потом «Ryanair» и другие низкобюджетные перевозчики его раскрутили. Лично я люблю всё же большие, просторные терминалы, и потому Пирккала, как называется воздушная гавань Тампере, на меня особого впечатления не произвёл. Произвели на меня впечатление разве что забитые под завязку парковки: пассажиропоток благодаря стараниям «Ryanair» достаточно велик, и поскольку самолёты ирландцев летают в Лондон, Франкфурт-Хан, Бремен Рим, а сезонно также дотягиваются до Испании, многие граждане России берут на себя труд проделывать долгий путь, чтобы сэкономить на перелётах. Поэтому парковка аэропорта Тампере наполнена машинами с российскими номерами, даром что за право оставить автомобиль рядом с терминалами придётся выложить кругленькую сумму. Так, 3 дня официальной парковки влетят в 30 евро, что сопоставимо с ценами на перелёт «Ryanair», тогда как неделя будет стоить уже в 42 евро; по сути, каждый день сверх первых трёх суток обойдётся в дополнительные три монеты. Есть, правда, способ сэкономить, и заплатить за парковку в аэропорту поменьше. Для этого надо ехать по дороге 308 из центра и когда справа покажутся оба терминала, пропустить их, после чего через триста метров покажется указатель на альтернативный паркинг. Там за то, чтобы оставить машину просят гораздо меньше – три дня идут за 13 евро, неделя стоит 27 евро. Словом, выигрыш в стоимости парковки налицо, вот только придётся потом возвращаться в аэропорт Тампере пешком, ну и после прилёта опять-таки топать до стоянки на своих двоих.

 

Закончив с транспортной системой города, двинемся теперь смотреть достопримечательности Тампере – до них уже рукой подать. Придётся, однако, решать, куда сперва направиться, прямо как былинному богатырю: направо от вокзала пойдёшь – увидишь собор кафедральный, прямо двинешься – дойдёшь до центральной площади, слева же ждёт тебя церковь православная, словно с дореволюционных картинок сошедшая…

 

Мы тогда пошли прямо, однако поскольку собор считается более важным объектом архитектуры, чем другие здания, начнём осмотр всё же с него.

 

На мой взгляд, главный храм Тампере внушает уважение: пусть он не может похвастаться старинной историей, в облике сооружения, возведённого в 1907 году по проекту Ларса Сонка, определённо прослеживаются местные традиции зодчества. Этот стиль кто-то обозвал «национальным романтизмом», однако я с таким определением не соглашусь, ибо романтизма там, по-моему, ни на грош. Кафедральный собор Тампере сложен так, будто его строили в эпоху викингов – не только для молитв, но и как последний рубеж обороны. Особый вес придаёт этому впечатлению колоссальная ограда из скреплённых раствором грубых каменюк, опоясывающая здание наподобие крепостной стены. Тем не менее, мне весь ансамбль понравился, и я настоятельно рекомендую собор навестить, причём лучше всего утром или хотя бы в первой половине дня, когда солнце освещает храм наилучшим образом.

 

Вполне презентабельно выглядит и другая крупная церковь, Алексантери, стоящая на пересечении Pirkankatu с бульваром Hameenpuisto. Это, в общем, не архитектурный шедевр, и всё же неоготический стиль придаёт детищу Теодора Декерина солидный вид. Лично на мой взгляд следовало бы здание несколько приукрасить, хотя бы теми же принятыми в готике химерами, и тогда декоративные элементы могли создать дополнительный эффект, но, видимо, архитектор руководствовался финскими традициями сдержанности, и вышло так, как вышло. Плюс надо сделать скидку на несомненную связь церкви с Россией: возвели храм в 1881 году дабы увековечить память императора Александра II, столь много сделавшего для становления будущей государственности страны Суоми.

 

Третьей вершиной этого почти что равностороннего треугольника церквей является православный храм, выстроенный за год до наступления XX века по проекту инженера Язукова. Вот уж тут связь с Россией прослеживается буквально невооружённым глазом: купола-луковки, множество башенок и явное присутствие следов византийского стиля выдают назначение постройки совершенно однозначно. И действительно, храм, посвящённый святому Николаю, был сооружён для православной общины Тампере. Он стоит неподалёку от автовокзала на краю обширной площади, и потому смотрится великолепно как вблизи, так и издалека.

 

Но это мы уже сильно забрались обратно, почти что к той точке возле железнодорожной станции, откуда началась прогулка по центру. Нам же пока рано уходить из западной части города, так как там достаточно много приятных на глаз зданий, а также магазинов и кафе. Если же пройти совсем на запад, примерно с километр от Александринской церкви, то перед взором предстанет аккуратный парк Пююники со смотровой башней, плюс можно будет на южном берегу полюбоваться красивейшими озёрными пейзажами. Следует, между прочим, знать, что по озеру Пюхяярви можно прокатиться на катере, целью которого является остров Виикинсаари – двадцать минут, и дело в шляпе. А для тех, кто по-настоящему влюблён в природу Финляндии, местная контора водных перевозок предлагает более длительную и вдумчивую поездку: так называемая «Финская серебряная линия» тянется от Тампере по системе озёр до самой Хямеенлинны, и хотя стоимость такого вояжа довольно высока, открывающиеся картины, я полагаю, компенсируют любые расходы. Короче говоря, справки удобно навести на сайте www.hopealinja.fi

 

Отправление катеров осуществляется от причала на набережной Laukontori, достаточно симпатичного местечка, откуда видны и городские кварталы, и местный стадион, и рукой подать до удивительного моста, нависшего над соединяющим два озера проливом. Эта конструкция висит на одной-единственной опоре, прихватившей полотно переправы несколькими мощными тросами. Подсознательно понимаешь, что сработан мост на совесть, вот только всё равно кажется, будто крепления чересчур хрупкие, и того гляди всё сооружение ляпнется в воду…

 

Понятно, что одними только перечисленными объектами достопримечательности Тампере не исчерпываются: один только Музей хоккея чего стоит, не говоря уж про Музей Ленина. Список тех мест города, которые стоило бы увидеть, на самом деле очень велик, и лучше всего разобраться с ними на сайте www.tampere.fi/english/tourism/ - вот где полно полезной информации и о том, как организовать пребывания наилучшим образом, и о времени работы музеев, и описания всякие, и карты, конечно, тоже есть. Естественно, туристический портал Тампере не может обойтись без упоминания о событиях культурной жизни, так что его посетители всегда будут в курсе того, какие спектакли и концерты скоро состоятся.

 

Мы же тем временем давайте проследуем в самый центр города, где главная площадь обставлена домами, напоминающими лучшие образцы архитектуры XIX века. Вдобавок, ключом всей композиции является стоящая посреди открытого пространства Vanha kirkko. Эта постройка датируется 1820-ми годами, и, надо заметить, в её возведении принимала участия такая крупная фигура финского зодчества, как Людвиг Энгель. Благодаря нескольким последовательным реставрациям храм нынче выглядит как новенький и, что немаловажно, полностью отображает тот вид, который ему придали почти двести лет назад.

 

Пожалуй, стоит обратить внимание и на аккуратный парк, занимающий берега пролива: на травке любят отдыхать местные жители, и если хочется понаблюдать за их поведение в естественной, так сказать, среде, то любопытствующему туристу определённо нужно сюда заглянуть.

 

Уделим теперь пару строчек вопросам шоппинга – как мне известно, тема покупок занимает многих путешествующих по Финляндии. Сама центральная площадь располагает несколькими магазинами, однако это не лучшее место для изучения ассортимента: где можно прикупить финскую одежду и обувь, так это на ведущей прямиком к вокзалу Hameenkatu, по обе стороны которой расположено множество торговых точек. Есть там и бутики, и просто магазинчики, и целые торговые комплексы. На мой взгляд, именно тут находится лучшее место для шоппинга в Тампере.

 

По части еды Hameenkatu также не ударит в грязь лицом, так как на всём её протяжении постоянно встречаются кафе и ресторанчики. А самой большой популярностью, к нашему удивлению, пользуется «Макдональдс», занявший дом пять. Судя по количеству болтавшейся около заведения и внутри него молодёжи, финские парубки только что открыли для себя фастфуд, во всяком случае ничем другим их нашествие объяснить как-то не получалось. Причём молодёжь была, так сказать, тусовочная, раскрашенная и разодетая – может, в конторе место встречи тамперевских неформалов? С другой стороны, даже такое обилие своеобразной публики ничуть не мешает, так как в отличие от отечественной гопообразной публики здешняя ведёт себя тихо, и держится в рамках правил.

 

Как я и предупреждал, рассказ о нашей экскурсии по Тампере, занявшей два дня, спрессовался, так что к окончанию прогулки мы с вами подошли во вполне приподнятом  настроении. Увы, этого никак нельзя было сказать о моём состоянии наутро после приезда в город, ибо, если вы помните, выспаться мне не удалось, равно как и надлежащим образом позавтракать. Из-за этого второй раунд знакомства с округой оказался здорово подпорчен, и мы решили расстаться с Тампере раньше, чем собирались. А всё потому, что впереди маячила перспектива добраться до Кангасалы, визит в которую сулил нам знакомство с достаточно старинной церковью. На фотографиях эта постройка выглядела ненамного хуже понравившегося мне древнего собора Холлолы, и я решил уделить городку некоторое внимание; дополнительным козырем в пользу расставания с Тампере стало то разочарование, что принесла мне ночёвка в отеле «Kauppi» - перспектива сменить обстановку определённо обнадёживала.

 

Дорога до пункта назначения много времени не заняла, потому как Кангасала являет собой этакий город-спутник Тампере, отделённый от «корабля-матки» лишь несколькими километрами полей. Вдобавок, стратегическая трасса номер 12, позволяющая без лишних телодвижений добраться от Тампере до Лаппеенранты и, стало быть, попасть на границу с Россией, проходит рядом с городком; надо лишь в нужный момент свернуть по указателям, и вот уже вы в сердце Кангасалы.

 

На этот раз, в отличие от Тампере, мы устроили стоянку практически рядом с главной площадью, благо там по соседству имелась обширная парковка, предназначенная для удобства посетителей универсама. Правда, мне показалось, что большинство запарковавшихся  водителей больше интересовал не этот универсам, а импровизированная барахолка, которую устроили местные жители, оккупировавшие округу. Их трудами площадь превратилась в своеобразный рынок промтоваров, где реально было купить вещи по низким ценам. Скажем, батарейки шли по 1 евро за упаковку, нижнеё бельё, наваленное на лотках грудой, стоило по 5 евро за предмет, за десятку монет девушки могли купить себе стильные блузки, а вообще выгодные предложения встречались на каждом шагу. Я был склонен назвать всё это действо барахолкой, однако совсем уж барахла там не было, и, наверное, те, кто понимает толк  одежде, были в состоянии купить одежду недорого – в Финляндии с её уровнем цен это большой козырь.

 

Распродажное мероприятие, замечу, происходило прямо перед фасадом автовокзала, как обычно в маленьких финских городках маленького и не очень полезного. По сути, автостанция Канагасалы «встроена» в торговый комплекс, и её выдаёт разве что вывеска соответствующего содержания, да расписание рейсов.

 

Ненамного более полезным оказался и местный туристический офис: даже если бы он оказался открыт, карты города там всё равно не дали бы, и максимум, на что можно было бы рассчитывать, так это на буклеты о том же Тампере, коих у нас к тому времени накопилось изрядно – при желании мы могли бы раздавать их путешественникам, если бы вдруг они объявились. Строго говоря, Кангасала должна пользоваться популярностью, так она с середины XIX века пользуется определённой славой СПА-курорта. Другое дело, что городок никак не выдаёт свое главной тайны, стараясь подвигнуть тех, кто сюда заезжает, к прогулкам на природе – это второе достоинство здешних мест. Судя по карте, висевшей рядом со входом в запертый турофис, где-то по соседству должно было располагаться озеро, и мы порешили туда направиться сразу после осмотра церкви, ради которой данный визит и затевался.

 

Храм оказался и в самом деле достаточно внушительным и достаточно старинным: построили его в 1760 году, но окончательный вид здание приобрело только через сорок лет, когда оно обзавелось новой колокольней заместо рухнувшей ни с того ни с сего изначальной конструкции – случилось это знаменательное событие 21 мая 1782 года, о чём говорит специальная надпись на стене церкви. Стены, кстати, и создают то приятное впечатление старины, которым славна Kangasalan kirkko, ведь сложены они из отёсанных камней, и при отсутствии штукатурки или покраски подобный метод строительства даёт весьма живописные результаты.

 

Определённой живописностью обладает и расположенный к югу от храма кладбище, где полно разнообразных, порой высокохудожественных надгробий. Не могу утверждать, что пришёл в восторг от их осмотра, однако познакомиться с этой стороной жизни финнов оказалось довольно поучительно – в отличие от большинства отечественных погостов финские захоронения поддерживаются в аккуратном и вычищенном состоянии.

 

Аккуратным и вычищенным я бы назвал также озеро Ukki, куда мы добрались немного погодя. Полагаю, летом, когда деревья одеваются зеленью, здешние пейзажи становятся поистине незабываемыми, но даже весной затянутое льдом озеро смотрелось вполне симпатично. По его берегам, как водится в Финляндии, устроены дорожки, расставлены скамейки и созданы все условия для культурных прогулок. Более того, я разглядел в одном месте дощатый спуск в воду, что подсказывает нам про возможность купания в озере.

 

А вот что не доставило мне особого удовольствия, так это вторая из местных церквей, стоящая на Myllystenpohjantie, фактически рядом с местом нашей парковки. Сперва-то мы не заметили этой конструкции, и наткнулись на неё уже в самом конце прогулки, возвращаясь на исходную позицию. Не имею представления, с чего финны так любят «украшать» свои города подобными строениями, однако налицо факт их стремления к авангардной архитектуре. Более всего храм напомнил мне старые стеклянные лифты, порой встречающиеся во дворах Петербурга – колокольная башня была словно слизана с их оформления. Под стать башне оказался и основной корпус, совершенно ничем не примечательный и ничем не украшенный. Лично мне куда больше по душе пришлась та старинная постройка, видом которой мы насладились в самом начале прогулки по Кангасале.

 

Думаю будет разумно добавить ещё кое-какие штрихи к облику городка. Так, на предмет еды и покупок лучше всего прочесать проспект Kuohunharjuntie, лежащий чуть к северу от центральной площади. Изыски кулинарии вряд ли найдутся, но несколько полезных точек общепита там есть, и, скажем, заведение «Bella Pizza» способно накормить страждущих большой порцией этого итальянского блюда всего за 7 евро; слово «всего» применительно к этой цифре звучит несколько странно в сравнении, допустим, с Неаполем или Миланом, где таких же размеров порция стоит 2, максимум 3-4 евро, однако не стоит забывать о финских ценах, потому как полноценный обед в ресторане здесь запросто влетит в тридцать монет, и это будет просто еда, без наслаждений вкусом. Поэтому определённо стоит держать в уме подобные заведения, что по классу выше забегаловок, и в то же время позволяют подкрепиться вполне достойно.

 

Для нас вопрос еды был особенно актуальным, потому что во второй половине дня нас ждал довольно продолжительный переезд обратно в Санкт-Петербург, с четырёхчасовым ожиданием на КПП «Брусничное», о котором мы на тот момент и не подозревали. Без преувеличения, это возвращение в Россию стало моим личным рекордом, потому как раньше мне больше трёх часов на обе границы тратить как-то не приходилось. Теперь же народ как с цепи сорвался, и когда мы проскочив контроль у финнов «всего» за час миновали домик оформления такс-фри, то сразу стали в хвост очереди – она начиналась почти что сразу, чего я ни разу не видел. То есть была как-то на моей памяти очередь, вившаяся в районе ныне «покойного» магазина беспошлинной торговли, так она прошла всего за час с хвостиком. Здесь же наблюдалась настоящая прорва машин, и я дал себе зарок не возвращаться рано через «Брусничное»: основную давку создают те, кто ездит в Финляндию за товарами и продуктами, так что если двигаться к границе через какое-то время после закрытия финских магазинов, то время ожидания в очереди существенно сокращается: любители «шоппинга» в своей массе успевают свалить с границы. Стоит также учесть и тот факт, что дорога до Нуиямаа с неизбежной затем Лаппеенрантой короче, чем путь к «Торфяновке», после которой придётся ради покупок ехать аж в Хамину – это обстоятельство создаёт дополнительную нагрузку на «верхний» КПП. Поэтому, как я говорил в первой части рассказа об очередной самостоятельной поездке в Финляндию на машине, финские визы одновременно и благословение, и проклятье – многим ездить к соседям-шенгенцам не хочется, но ездить к ним надо, и оттого такая толкучка на границе. Вот бы ввели со странами Шенгенского договора безвизовый режим – как бы замечательно тогда пошли дела. Ну а пока остаётся только раскидывать мозгами и планировать поездки так, чтобы избежать наиболее вопиющих очередей: удачи вам на дорогах!

Посмотреть фото Финляндии...   

 Вернуться на главную страницу... 

Рейтинг@Mail.ru