Рассказ о самостоятельном путешествии в ЮАР: Дурбан и побережье Индийского океана
НОВОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА РАЗНОЕ КОНТАКТЫ

Приятные цены на отели

и 5% возвращают на счёт!

ЮАР

Лусака, водопад Виктория, Булавайо, Францистаун, Габороне, Йоханнесбург - вот каковы были вехи нашего пути по Южной Африке, и в итоге мы оказались там, где и планировали - на побережье Индийского океана, в городе Дурбане. Тут нас теперь ждал недельный отдых на пляже и расслабленное знакомство с местными достопримечательностями...

 

 

Глава 40, в которой мы встречаемся с океаном...

 

Запланировав наше появление в Дурбане на раннее утро я хорошо отдавал себе отчёт, что если нам не удастся как можно быстрее лечь спать, большую часть дня придётся списать в утиль: слоняться по городу в сонном состоянии - небольшая радость, а спать на местном пляже выйдет себе дороже. Всё-таки, во мне теплилась надежда на лучшее, ибо не раз бывало так, что я приезжал в несусветную рань, но в номер меня всё равно селили. А что касается ночного переезда, то мы вполне понимали, как примерно он будет проходить, но он был неизбежным злом: стоимость перелёта заставляла отложить этот способ перемещения до лучших времён, брать машину напрокат при левостороннем движении я не осмелился, и оставался нам только автобус. Соответственно, отправься мы в путь утром, так и так потеряли бы целый день, умаялись бы ничуть не хуже, и лишние деньги за ночёвку заплатили. Нам и так пришлось основательно раскошелиться ради этого путешествия, хотя оно и вышло по крайней мере втрое дешевле, чем то, что способны организовать турфирмы.

 

Короче говоря, на автовокзале Дурбана мы очутились в седьмом часу утра и, зевая, утешали себя вышеуказанными аргументами, надеясь в ближайшем будущем отоспаться. А покамест следовало до места, где нам суждено было провести следующую неделю, добраться, и побыстрее: местная станция совсем не то место, где нужно проводить время; даже днём там периодически попадаются довольно сомнительные личности, отнюдь не внушающие доверия. Один такой бомж, принадлежавший, что интересно, к числу белых, подрядился мыть пол в турагентстве, чем и занимался вкупе с вытаскиванием мусора из урн. Уж не знаю, как можно докатиться до такой вот работы в стране, где грамотных людей весьма ценят...

 

Так вот, дурбанский автовокзал безопасен лишь при соблюдении определённых предосторожностей, поскольку сама его территория представляет собой скопище из нескольких офисов популярных автобусных компаний-перевозчиков, переходов, закутков и разных безлюдных мест. Периодически по залам проходит патруль полиции, и всё-таки полное спокойствие можно обрести только в оживлённых точках типа перрона посадки. Но и там нужно следить за вещами, чтобы не остаться без багажа...

 

Ничуть не лучше, а, скорее, даже хуже железнодорожный вокзал, бытующий в одном комплексе с автобусным. У этого вообще дурная слава, и на засилье криминалитета наводит даже вид прилавков местного магазина, зарешёченных от пола до потолка. С виду-то вокзал выглядит вполне жизнеспособно благодаря свежей отделке и освещению, однако доверять ему никак нельзя: даже выход на платформы осуществляется через ворота в крепкой железной решётке и под наблюдением охранников, проверяющих сумки и прочий багаж у пассажиров. При виде этой картины мне сразу вспомнился вычитанный в интернете ответ одного полицейского девушке-туристке, вознамерившейся добраться куда-то местной электричкой: "Поезд есть, но вы на нём никуда не доберётесь - в лучшем случае вас убьют"...

 

Никакой инфраструктуры на вокзале нет, ни туалетов, ни одного места для сидения, только блистающий пол и блистающие стены. Ей- богу, лучше бы скамейки поставили...

 

Делать было нечего, м мы потихоньку поплелись в сторону океана, ориентируясь по распечатке. Утренний город как раз просыпался, и с берега тянуло свежим ветерком. Этот ветер принёс нам надежду на лучшее, дополненную удачными переговорами с негритянкой-портье: она обещала принять все меры к тому, чтобы нашу комнату как можно скорее подготовили и поклялась, что к десяти утра мы сможем заселиться.

 

Скинув с плеч рюкзаки и облегчённо вздохнув мы пошли на берег океана, рассчитывая там отдохнуть и позавтракать. Оба этих замысла с блеском удались, поскольку дурбанская набережная оказалась самым наилучшим образом приспособлена для жизни - тут имелись парки развлечений, лотки сувениров, бассейны, кафе, спасательные станции и много чего ещё.

 

Для начала мы заглянули в кафе "Wimpy" - оно нам попалось в самый удачный момент, как раз тогда, когда мы уже насытились видами океанских волн и подумывали насчёт плотской пищи. Заведение, вместе с тремя другими занимавшее двухэтажный павильон на променаде, показалось нам вполне подходящей кандидатурой, в том числе и по цене: спецпредложение позволяло в обмен на 36 рэндов получить так называемый завтрак, а именно порцию яичницы, пару ломтиков бекона, тосты, сосиску и чашку кофе; я доплатил ещё десять рэндов, чтобы получить вдвое большую чашку, а брат сказал, что, дескать, обойдётся. Замечу, что в обиходе тут культурное обращение, прямо как в ресторане, и когда мы по незнанию сразу наладились к кассе на предмет заказа и оплаты, нам вежливо предложили пройти за столик и сделать заказ по меню. Ждать его исполнения пришлось минут пятнадцать, ну а потом мы славно наелись, и в целом утро можно было считать удавшимся.

 

 

Глава 41, в которой мы располагаемся на новом месте

 

Сделав кое-какие кадры на фоне Индийского океана, мы, вспомнив заветы Жириновского, помыли в нём сапоги (в смысле кроссовки) и отправились в гостиницу. Там нас уже ждали и без промедления выдали ключи.

 

Изначально, готовясь к пребыванию на отдыхе, я нацелился на спецпредложение дурбанского отеля "Hilton", обещавшего селить всех желающих по 53 доллара за ночь. Завтрака за эту цену не полагалось, однако и без того дело смотрелось стоящим. Увы, несколько попыток осуществить бронирование через одну популярную систему завершились полным крахом: мне было сообщено, что эта цена ошибочная...

 

После такого афронта выбор гостиницы свёлся к довольно грустным вариантам, отзывы о которых были далеки от восторженных. К счастью, я никогда не полагаюсь на одну или две системы оформления заказов, пусть даже они многократно проверены: в моём распоряжении есть по крайней мере три дюжины поисковых сайтов, частым гребнем прочёсывающих интернет в поисках гостиниц, и один из них нашёл мне прекраснейший апартотель "Bellair Suites" по 75 долларов за ночь, включая завтрак. Кроме того, в спецпредложении фигурировала кухня, что позволяло не думать о питании - не сложится с ресторанами, приготовим еду сами.

 

Отзывы на нашу избранницу были самые благоприятные, и я решился сделать заказ. Это был на сто процентов правильный ход, потому что восторженные реляции от бывших постояльцев оказались сущей правдой. Единственным недостатком "Bellair Suites" я бы назвал ремонтные работы, проводящиеся в некоторых номерах в течение дня. Впрочем, мы всё равно отсутствовали в светлое время суток, так что шум от дрелей нас не касался. В остальном проживание выше всяких похвал, поскольку в номере есть все удобства, включая кондиционер. Вид на океан из любого номера гарантирован, здание стоит на первой линии, пляж через дорогу. Как мы убедились уже на следующее утро, завтрак также заслуживает похвалы, поскольку еды на нём видимо-невидимо.

 

Во время завтрака, кстати, случился смешной казус: спросив у нас номер комнаты, официантка, присматривавшая за холлом, где столовались немногочисленные постояльцы, вдруг приволокла нам счёт в 120 рэндов с каждого. Это мне совсем не понравилось, и дожевав бутерброд я пошёл разбираться на ресепшн. Но не успел я и слова вымолвить, как негритянка подлетела ко мне и стала объяснять, что счёт выписан просто для учёта, и его оплачивать не надо, и она очень извиняется за недопонимание.

 

Выяснилось, что отель и ресторан при нём как бы два отдельных юридических лица; и утром, и вечером ту часть холла, где стояли столики, заполнял праздный народ, пивший кофе, обедающий и закусывающий - любой мог придти и заказать себе что-нибудь, но только постояльцы пользовались правом доступа к "шведскому столу". Впоследствии, между прочим, завтраки для нас перенесли в другую комнату, в глубине гостиницы - мы, стало быть, зевая, приходим на привычное место, а там нет ни подносов, ни тарелок, ни-че-го... Мы сразу проснулись и собирались поднять шум, когда нас опознала как постоянных клиентов одна из официанток и препроводила в нужное место...

 

Если гостиницей я был натурально очарован, то предмет моих давних вожделений, Индийские океан, напротив, меня слегка разочаровал. Помнится, в Кении я признал район Диани самым лучшим местом для отдыха, и надеялся найти что-то похожее в Дурбане. К сожалению, дурбанский пляж оказался довольно грязным и неблагоустроенным: достаточно сказать, что на огромную секцию, расположенную в районе отеля, приходилось лишь с полдюжины деревянных зонтиков, а лежаков не было вообще и, что особенно обидно, совершенно негде было их арендовать. Я уж и не помню, когда последний раз мне пришлось лежать на пляже на полотенце - это было, пожалуй, лет десять назад...

 

Не сложилось у нас и с океаном: мало того, что берег систематически насиловали огромные волны, так оказалось, что ради полноценного купания приходится идти бог знает куда. Вообще, вся территория пляжа, протянувшегося вдоль морского фасада города на несколько километров, разделена молами на зоны. В одной из них, как это явствует из табличек, катаются сёрферы, в другой хозяйничают поклонники кайтсёрфинга, и так далее. Купальщики далеко не всегда могут быть спокойными за свою территорию, и в рядовом случае потребуется по крайней мере десять минут, чтобы пройти метров двести и окунуться с головой без риска это головой стукнуться о дно. То есть бултыхаться можно и у берега, но полноценно плавать там не получится. Вдобавок, по выходным побережье оккупируют полчища негров, прибывающие целыми компаниями; особенно много их в районе развлекательного комплекса "Durban Casino": в его кафе они покупаю еду, а потом устраивают на пляже пикники. Шум от подобных компаний стоит невообразимый: мы по-первости, увидев такую толпу,  даже думали, будто случилось что-то важное, так гомонили собравшиеся подростки. На самом-то деле они просто собрались вокруг неосторожной козы, и теперь решали, кто же будет вторым в очереди после счастливого поимщика...

 

Словом, беззаботного отдыха не получилось, и всё-таки мы остались довольны, поскольку не настолько утомились в предыдущие дни путешествия по Южной Африке, как предполагали. Это после Руанды и Уганды мне потребовалась неделя совершенно "овощного" отдыха, чтобы придти в себя, а тут всё прошло куда спокойнее.

 

 

Глава 42, в которой нам удаётся вести праздную жизнь…

 

Пляж мы опробовали уже во второй половине дня приезда, после того как проспали добрых шесть часов и пришли в бодрое расположение духа. Купание и солнечные ванны пошли нам на пользу, а разыгравшийся аппетит мы быстро утолили дома, основательно закупившись провизией в магазине "Spar" - мы его приметили ещё утром, когда искали гостиницу, и теперь реализовали находку на практике. Магазин ведь расположен практически рядом с дурбанской набережной и, собственно, себя так и рекламирует как самый близкий к пляжу супермаркет, так что не раз я видел весёлые компании, тянущиеся к берегу с фирменными пакетами магазина. Сок в нём можно купить за девять рэндов, коробку мороженого в два  килограмма за двадцать пять рэндов, килограмм картошки-фри стоит по спецпредложению 9.99 рэндов, есть колбасы, сыры, замороженные полуфабрикаты. Есть вино, но нет пива. Также в магазине есть отдел пирожных и тортов, но лично мне они по вкусу не пришлись, да и брательник от них остался не в восторге.

 

Располагается магазин на углу набережной и Somtseu Road, а хорошим ориентиром тут будет являться так называемый парк "Мини- Дурбан". Сдаётся мне, что его создатели были более озабочены извлечением прибыли из своего детища, нежели хотели представить свой город наилучшим образом. Я-то видел не один, и не два подобных аттракциона, так что могу смело назвать дурбанский аналог халтурой и профанацией. При условии стоимости входа в полсотни рэндов овчинка определённо не стоит выделки. Парку уже тридцать лет, и экспозиция, небось, с тех пор и не обновлялась. Для тех времён, не исключено, это было новинкой, а сейчас смотрится топорно и убого, к тому же территория совсем маленькая. Лично я бы не рекомендовал посещение этого парка.

 

Аналогично, кстати, дело обстоит и с мини-парком аттракционов: обещая ребёнку отвести его туда следует отдавать себе отчёт, что это никак не "Луна-парк", и тем более он не идёт ни в какое сравнение с "Диснейлендом" - путеводитель, небось, упоминает про это дело только из-за отсутствия других существенных возможностей для развлечений. Парк в целом представляет собой сравнительно небольшое пространство метров сто на пятьдесят, где установлены кое-какие аттракционы для детей, а поверху протянута на нескольких мачтах подвесная дорога.

 

 Выход на аттракционы стоит 12 рэндов, для детей стоимость билета 10 рэндов. Катание на подвесной дороге оплачивается отдельно, по 15 рэндов с человека, независимо от возраста.

 

Располагается эта контора на углу Sea View road и Marine paradem, то есть в самом центре местной сувенирной барахолки. Дело в том, что практически весь центральный участок набережной Дурбана уставлен вдоль своей кромки лотками и ларьками торговцев сувенирной продукцией. Присутствуют в основном поделки из дерева - африканские маски, фигурки, миски, ложки и прочая посуда. Есть также всякие изделия народных промыслов, в том числе плетёные циновки и так далее. Цены африканцы называют фактически наобум, ориентируясь, как мне показалось, на внешний вид покупателя и собственную наглость. Таким образом, буквально на расстоянии вытянутой руки можно за одну и ту же вещицу получить и 80, и 50 рэндов цены. Конечно же, следует надлежащим образом поторговаться, а также разыграть с попутчиком пантомиму, во время которой он будет вас всячески отговаривать от покупки и пытаться увести к другому лотку. Гарантирую: скидку вы получите тут же, как получили её мы...

 

Есть на набережной и в её окрестностях также нормальные магазины, в смысле - с ценниками и одетыми как положено продавцами. Скажем, для тех, кто заявился в Дурбан без купальных принадлежностей, магазин "Beach Shop" на выходящем к морю углу West street станет настоящей отдушиной: тут продаётся всё необходимое для пляжного отдыха, включая тапочки, плавки, купальники, полотенца, подстилки, крема для загара и против загара - словом, как раз то, что нужно отдыхающему. Я собирался там купить крем против загара, так что любезная помощь продавцов оказалась очень кстати: африканцы оказались сведущими в своём деле и неплохо говорящими по-английски. Цены на купальники начинаются от 25 рэндов, плавки стоят от 35 рэндов, шлёпанцы можно купить за 25 рэндов.

 

В тех же местах можно решить и вопрос «Где поесть?»: на улицах, отходящих в сторону центра постоянно встречаются разные забегаловки, из которых можно выделить «KFC» и «Nandos». Последняя бьёт ценами всех конкурентов, а вот качество там определённо страдает. Во всяком случае, я остался от местной стряпни не в восторге, хотя отдал 29.95 за комплект из куриного гамбургера, картошки и газированного напитка. Гамбургер был ещё туда-сюда, а картошка оказалась переперчёной. Вдобавок, в заведении нет туалета, так что помыть руки перед едой не удастся, да и вообще атмосфера заведения как-то не располагает к посещению...

 

Таким образом, не стоит придавать большого значения низким ценникам, потому что не ровен час за свои небольшие деньги заработаешь кишечную инфекцию. Именно поэтому мы тщательно старались избегать питания в небольших местных кафе, упирая на сетевые ресторанчики. Я рекомендую «Wimpy», «Steers» и упомянутый «KFC». Последний бренд, в конце концов, американский; за качеством там следят, и это внушает доверие в том плане, что с санитарией тут должно быть всё в порядке. Стоимость питания несколько выше, чем в других фастфудовских лавочках, зато и еда сытнее. Комплект из несколько куриных крылышек, картошки и газированного напитка стоит примерно 39-49 рэндов, в зависимости от количества курицы. Лучше брать уже готовый комплект, потому что он обойдётся дешевле, чем те же блюда по отдельности.

 

Всю эту информацию, изложенную здесь в сжатом виде, мы получили, конечно, постепенно, день ото дня предпринимая всё более плодотворные вылазки в разные части города: если на кенийском берегу я чувствовал себя словно выжатый лимон и не затеял бы экскурсий даже если бы можно было куда-нибудь пойти, то в Дурбане ситуация обстояла по другом. Как следствие, мы навестили и Морской парк развлечений, и красавец-стадион, и местные музеи. Впрочем, обо всём по порядку...

 

Обычно наш день складывался из утреннего отдыха на пляже, послеполуденного какао в номере, двухчасовой прогулки по территории и вечернего пребывания на пляже. Лишь на пятый день мы были вынуждены прервать эту последовательность, так как брат, понадеявшись на акклиматизацию своей кожи к местному солнцу, решил как следует позагорать и позагорал так, что вечером не мог на спине лежать. Пришлось назавтра отвести под экскурсии весь день, что мы и сделали с большим успехом. Пожалуй, я нарушу хронологию и перейду прямо к описанию увиденных нами тогда достопримечательностей.

 

 

Глава 43, в которой мы изучаем достопримечательности…

 

Значит, пойдём не по порядку, а по интересности, и сразу очутимся в центре города, который сосредоточен вокруг Francis Farewell Square. Вот ведь какая интересная штука: в километре отсюда находится океанский берег и пляжи, тогда как застройка бизнес- района никак не позволяет подумать, будто это пляжный город - порой небоскрёбы, сияние огней рекламы и общая суета напоминают Нью-Йорк...

 

Правда, небоскрёбы тут не везде, и во многих местах сохранилась колониальная застройка. Одним из самых ярких примеров подобной архитектуры является здание городской ратуши Дурбана; на мой взгляд, это самая красивая постройка города! В прошлом году ратуше исполнилось ровно сто лет: строить её начали в 1903 году, после того как стало ясно, что потребности быстро растущего города старая постройка удовлетворить не в состоянии. За основу архитектор Стэнли Хадсон взял лучшие образцы неоренессанса, каковые без затей перенёс на южноафриканскую почву. Получившееся здание смотрится очень гармонично и просто замечательно, особенно в обрамлении пальм и газонов. Многочисленные скульптурные детали удачно дополняют общий облик, а напоминанием об истории служат пушечки, расставленные на окружающих постройку газонах.

 

Напротив ратуши расположено ещё одно достойное внимания место, монумент павшим воинам, что занимает почти всю площадь. Его сооружением увековечены не только погибшие солдаты, но и вся история Дурбана в целом. Дело в том, что ансамбль памятника сооружён на том месте, где в первой четверти XIX века появились первые городские здания. Теперь же тут устроен самый большой в Африке мемориал, включающий не только символические захоронения солдат, погибших в Первую и Вторую Мировые войны, но и различные статуи, в том числе английской королевы Виктории и предводителя буров в борьбе за независимость Луиса Боты. Центром композиции является фигура души воина, несущей на руках его тело; по бокам душу сопровождают два ангела. Все эти статуи окружены цветами, так что в целом комплекс смотрится очень и очень достойно.

 

Сбоку от монумента расположены сразу несколько симпатичных зданий, в одном из которых устроился туристический офис Дурбана - найти его легко по соответствующей вывеске, хорошо заметной с улицы; если всё-таки возникнут затруднения, лучше всего сориентироваться по ночному клубу "Havana", что находится в том же доме.

 

Лично я всегда посещаю туристические офисы, помимо прочего собирая в них буклеты с полезной информацией. Дурбанский вариант в этом плане нас несколько удивил, так как его стеллажи, можно сказать, пустовали. Лишь после того как сотрудник туристической службы спровадил толпу негритят, пришедшую перед нами, выяснилось, что офис двуедин: на первом этаже, куда захаживают местные граждане, на полках выставлена всякая ерунда, тогда как немногочисленных белых туристов как правило отправляют на второй ярус, где есть красочные проспекты по Дурбану, да и всей ЮАР, а также прохлада кондиционеров и открытки по четыре рэнда за штуку (дешевле в городе не найти). Видать, это отголосок с тех времён, когда в стране царил апартеид, охватывавший буквально все стороны повседневной жизни. Например, вошедший в магазин белый должен был быть обслужен впереди всех негров, и те обязаны были уступать ему дорогу, а белых детишек называть "клейн баас", то есть маленький господин. Существовали раздельные автобусные остановки и автобусные системы, раздельные эскалаторы, почтовые заведения, пляжи и даже скамейки в парках; была даже раздельная скорая помощь, так что при вызове врача требовалось сперва указать, какого цвета пациент.

 

Очень поучительна в этом плане история с визитом в Южно-Африканскую республику малавийского правителя Банды, чуть ли не единственного политика черной Африки, признававшего ЮАР и пользовавшегося там по этой причине уважением. Поскольку он был чернокожим, то, по идее, не имел права жить в гостиницах для белых – юаровцы выпутались из щекотливого положения присвоением гостю звания «почётный белый»…

 

Теперь всё по-другому, только вот, похоже, ни белые, ни чёрные жители ЮАР этому не рады: потомки европейцев вообще стараются отгородиться от окружающего мира стенками домов и стёклами автомобилей - встретить белого человека, просто идущего по тротуару бывает непросто. В свою очередь, многие африканцы уже усвоили привычку приговаривать: "Раньше мы были недостаточно белые, а теперь недостаточно черные".

 

Ладно, двигаемся дальше, и у нас перед носом крупный торговый центр, под который отдан бывший склад колониальных товаров. Это место настолько популярно, что порой с трудом удаётся проложить себе дорогу через толпы чернокожих покупателей, являющихся сюда целыми семьями. А зайти в здание надо, поскольку в центре Дурбана это наилучший вариант для покупок продуктов и сувениров, если хочется видеть ценники. Очень хорош выбор предметов одежды, есть смысл заглянуть и в ювелирные отделы. На втором этаже есть контора по продаже автобусных билетов; нужно также упомянуть про бесплатные туалеты. В целом, я рекомендовал бы посетить комплекс, но лучше сделать это в будний день.

 

А вот в близлежащий парк Гугу Диамани, напротив, следует ходить по выходным: там периодически проходят разные представления и выступления фольклорных ансамблей. Мы, например, столкнулись с зажигательными плясками полуобнажённых девушек: одетые лишь в тростниковые юбочки, они очень живенько исполняли местные танцы. Жаль, что нас вынесло в парк уже в конце выступления, и как следует наладиться экспрессией юных тел нам не удалось...

 

Упоминая про африканские ритуалы, стоит вспомнить поучительную историю дамочки по имени Нонгкавузе, которой в 1856 году явились якобы пророческие видения: в них местные боги сулили своим приверженцам победу над европейцами и изгнание последних, ежели сами негры очистятся от скверны путем колдовства и забоя скота. За следующий год во исполнение этих пророчеств африканцы истребили немногим меньше полумиллиона голов собственной скотины, за чем последовал катастрофический голод, приведший к смерти около сорока тысяч человек…

 

Что же касается парка, то он получил название в честь местной жительницы, впервые открыто признавшейся в том, что у неё обнаружена ВИЧ-инфекция - дамочка объявила об этом прямо по радио в прямом эфире. Как следствие, после этого признания заражённая была забита камнями насмерть, а её память увековечена специальным монументом, изображающим символ солидарности с жертвами заразы. Теперь парк является популярным местом отдыха горожан, сидящих и на скамейках, и прямо на траве. Думаю, при таком отношении парк скоро претерпит серьёзные изменения в своём облике: зеленой краске тут поубавится, а цвета земли, напротив, станут преобладать.

 

Территория к югу от парка превращена в своего рода рынок под открытым небом - на лотках и асфальте тут разложена масса всякой всячины, и хотя значительную долю ассортимента разный китайский ширпотреб, в том числе китайский, по территории обязательно пройтись, потому что есть шанс купить сувенирную продукцию, в том числе поделки из дерева, плетёнки из бисера и другое добро. Обязательно следует торговаться и не соглашаться на первую названную продавцом цену: итог торговли может быть более чем утешительным. Например, африканскую статуэтку с меня хотели взять почти сто рэндов, но в итоге цену удалось сбросить почти вдвое.

 

Торгуясь или даже просто прохаживаясь по рядам, будьте очень внимательны и следите за вещами: отирающаяся поблизости публика доверия совсем не внушает. Особенно следует избегать подземного переход под Pine street - там мало того что стоят лотки, так ещё и потоки народа создают толкучку, самое раздолье для карманников...

 

 

Глава 44, в которой осмотру подвергаются местные музеи…

 

К числу наиболее важных достопримечательностей Дурбана относится церковь святого Павла, которая уже более ста лет украшает городской центр - храм стоит как раз между ратушей и упомянутым выше торговым центром "Workshop". Здание, надо сказать, выглядит в окружении тропических деревьев несколько странно: ему бы стоять где-нибудь в доброй старой Англии или в Германии на худой конец. Тем не менее, постройка, возведённая в начале XX века по проекту архитекторов Джексона и Инга, достаточно удачно вписалась в местный пейзаж, даже несмотря на свой подчёркнуто неоготический вид, не совпадающий ни с одним зданием в окрестности. Вот только, как мне кажется, зодчим следовало бы увенчать башню храма подобающим шпилем, потому что без такового церковь выглядит, на мой взгляд, какой-то незаконченной...

 

Теперь стоит сказать несколько слов о местных музеях, так как мы снова подошли к ратуше, где находится один из них. Подробно с историей и культурой Дурбана мы принялись знакомиться через день после первой прогулки по центру Дурбана, так что я с вашего позволения укомплектую все музеи разом.

 

Первым на нашем пути стал дурбанский Музей натуральной истории, который располагает довольно неплохой коллекцией чучел животных, птиц и рептилий, расставленных за стеклом столь искусно, что порой кажется, будто имеешь дело с живыми зверями. Информационный буклет расхваливал музей как один из наиболее посещаемых во всей Южной Африке, и это, пожалуй, на самом деле правда: людей внутри оказалось очень много, и это было в основном местные чернокожие. Одной из интересных особенностей музея является возможность услышать голоса те или иных зверушек, нажимая специальные кнопки, установленные возле соответствующих витрин. Поскольку желающих сделать это хоть отбавляй, по всем помещения то и дело прокатываются рычанье львов и визгливый хохот гиен.

 

В общем, это место мне очень понравилось, тогда как следующий музей, называнный "Port Natale Martitme museum" откровенно разочаровал. По-моему, та богатая история, каковой располагает дурбанская гавань, могла бы заставить организаторов местного музея собрать побольше экспонатов - в конце концов, перед нами девятый в мире по грузообороту порт. История могла бы заставить, но не заставила, и посетители, уплатившие подобно мне пять рэндов за вход, могут полюбоваться фактически только внутренностями портового буксира, да ещё облазить один из списанных кораблей.

 

Для тех, кто никогда не видел судов, это может быть очень интересно, но у меня, например, буквально за окном стоит крейсер "Аврора", да и пришвартованный в Лондоне "HMS Belfast" я в своё время облазил от трюмов до клотика, словом, на человека, видевшего "Фрам" и другие выдающиеся корабли, рядовая грузовозка особого впечатления произвести никак не могла. Лично на мой взгляд, куда большего внимания заслуживал стоящий у соседнего пирса списанный сторожевик береговой охраны, но вход на него был запрещён недвусмысленными табличками. Пришлось идти восвояси несолоно хлебавши...

 

Стало быть, я советую на это заведение времени не тратить, а лучше подумать насчёт круиза по дурбанской гавани: кораблики отправляются от причала на Boatmans road, стоит удовольствие 75 рэндов. За эти деньги пассажир получает возможность воочию увидеть жизнь крупного порта, и остаётся только пожалеть, что организаторы поездок не додумались сопроводить вояж хоть мало-мальски разумным комментарием.

 

Чтобы закончить с набережной бухты, упомяну про интересный монумент, стоящий на углу Victoria embankment и Gardener street. Вообще-то, прочитав упоминание про Dick King Statue можно подумать всё что угодно, так как название в переводе с английского жаргона звучит несколько скабрезно. На поверку оказалось, что Диком Кингом звали английского колониста, который в 1842 году совершил настоящий подвиг, проскакав за 10 дней без малого тысячу километров, чтобы вызвать подмогу англичанам, осаждённым в тогдашних укреплениях нынешнего Дурбана. Статуя, установленная в 1915 году, изображает отважного всадника верхом на верном коне, направляющимся с деловитым видом куда-то вдаль...

 

И напоследок ещё стоит сделать упоминание о частном музее военной истории, устроенном рядом с местным крикетным стадионом на NMR road. Определить, где находится это небольшое предприятие, несложно по общему облику постройки, стилизованной под замок, и пушечке у входа. Когда мы проходили там в первый раз, общий вид заведения нас заинтриговал, и оставалось пожалеть, что нам не повезло заявиться в неурочные часы. Правда, и тогда, когда музей вроде как должен был быть открыт, ворота его оказались на замке. Владельца мы заполучили позвонив в звонок, а попав внутрь, мигом поняли, к чему такие предосторожности: внушительная коллекция огнестрельного оружия хоть и была закрыта крепкими решётками, всё равно могла бы привлечь ненужное внимание местных негров, которым вряд ли удалось объяснить, что старинные винтовки плохо годятся для ограблений.

 

Плату за вход с нас не взяли, но пожилой владелец музея весьма прозрачно намекнул на желательность пожертвований. Мы честно кинули в соответствующую коробку парочку рэндов, после чего принялись осматривать экспозицию. Лично мне больше всего понравились модели кораблей, самолётов и танков, тогда как брата, по его признанию, впечатлила подборка разнообразной униформы, в том числе классических красных мундиров англичан, с которыми так упорно воевали буры. Кстати, при желании в музее можно купить шевроны, нашивки, пуговицы с гербами и другую мелкую амуницию - о ценах следует поинтересоваться непосредственно у владельца музея.

 

Поскольку я уж сказал про крикетный стадион, стоит развить эту тему, тем более что с ней лично у меня связаны неоднозначные воспоминания. Нас всю дорогу по телевизору натурально "травили" крикетом, так как в начале марта всемирный чемпионат по этому виду спорта был в самом разгаре. Помнится, я аналогичным образом в Тунисе уходил на пляж под начало трансляции очередного этапа велогонки "Тур де Франс", а являлся аккурат к повтору заезда, после чего вечером натыкался на попурри из самых "острых" моментов дня. Тьфу!..

 

Вот и тут вполне можно было отчалить с утра при счёте 82:1 в пользу англичан, придти на отдых к 224:6, а назавтра обнаружить, что подача теперь перешла к индийцам, и они выиграли 327:319...

 

Мы честно пытались уловить все нюансы игры, и даже пробовали болеть, но у нас ничего не вышло. С футболом и хоккеем, в конце концов, всё понятно, и гол есть гол по-любому. Тут же команда, чей соперник только что набрал очередные два очка, ликует так, словно выиграла Кубок мира - ведь противоположная сторона могла бы получить и шесть очков!

 

Желающих всё-таки постичь смысл крикета я отсылаю в район автовокзала, где находится "Cricket Stadium"; лично мне игра показалась мне совсем не динамичной, в отличие от того же футбола. Пожалуй, перед подобным визитом следует изучить правила игры, тогда хоть что-то будет понятно, а так лично я долгое время оставался в полном неведении, почему одна команда беспрерывно набирает очки, а второй не достаётся ничего.

 

Короче, можно рекомендовать поход на крикетный стадион Дурбана только для погружения в местную жизнь: посмотреть на то, как жители болеют, и оценить то, чем они живут. Плата за вход сравнительно небольшая - от 60 до 75 рэндов в зависимости от места на трибуне (чем выше, тем дороже); на билете указано, что в случае дождя матч будет перенесён на следующий день, и оный билет будет действителен.

 

 

Глава 45, в которой мы идём на футбол…

 

Куда интереснее нам было сходить на местный футбол, и до поры до времени обстоятельства складывались как нельзя лучше, потому что в один из дней, когда мы болтались по Дурбану, где-то в городе должна была проходить игра южоафриканской высшей лиги. Разучив несложную кричалку "Durban Stars, оле, оле!", мы подошли к вопросу фундаментально, выяснив ещё дома по интернету, что матч  будет проходить на главном городском стадионе. Кроме того, в нужный день мы специально посетили турофис и заручились твёрдыми гарантиями тамошнего персонала относительно времени и места начала игры. Нам, однако, заявили, что так просто билеты не купишь, и надо либо делать заказ через всемирную паутину, либо заглянуть в одно из отделений местной сети мелких услуг, чтобы сделать предварительную покупку.

 

Хорошо, что в том отделении, которое попалось нам на глаза, была большая очередь, и наши денежки не уплыли в неизвестном направлении, потому что матч оказался устроен совсем не в том месте, какое было обещано...

 

К слову, мы рассчитывали походом на футбол убить сразу двух зайцев: посмотреть игру и познакомиться с визитной карточкой Дурбана, красавцем-стадионом, возведённом к началу Чемпионата мира по футболу 2010 года. Эта впечатляющая постройка располагалась сравнительно недалеко от нашей гостиницы, но у нас всё как-то руки не доходили попасть в тот район, и вот случилась, как нам казалось, такая удачная оказия. Стало быть, в половине четвёртого мы выкатились на набережную в самом лучшем настроении и двинулись вдоль берега на север, предвкушая получение уникальных впечатлений. Уникальными впечатлениями мы и вправду разжились, только вот они были совсем не того рода.

 

Высотные конструкции стадиона были видны издалека, а после того как мы свернули с океанского променада на уходящую к западу дорогу огромный белоснежный комплекс открылся нам во всей красе. Вот только толп болельщиков, направлявшихся к нему, заметно как- то не было, и мы даже взволновались, но тут же успокоились, рассудив, что большинство народа, наверное, приезжает болеть на своих машинах. Увы, парковки оказались совершенно пусты, равно как и сам стадион. С некоторым недоумением мы, попав на огороженную забором территорию, обозрели пустые трибуны; если ничтожное число болельщиков ещё можно было объяснить низким интересом к футболу, то отсутствие на поле разметки наводило на мрачные размышления. Более того, Moses Mabhida Stadium не располагал воротами, и это нас добило: без разметки ещё можно играть, но как играть без ворот?!

 

Становилось понятно, что нас элементарно надули. Последний же штрих наложило наше общение с местными сотрудниками, которые мило беседовали рядом с выходом из раздевалок. Пока я вёл съёмку, брат, назначенный нашим министром по внешним сношениям, успел засношать персонал стадиона; прислушиваясь к беседе, я чуть живот не надорвал, ибо диалог происходил примерно таким образом:

 

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Скажите пожалуйста, где сегодня играет футбольная команда "Durban Stars"?

- Футбольная команда?

- Да, футбольная команда!

- М-да, футбольная команда... Ребята, позовите-ка Джингло! Эй, Джингло, ты не знаешь, есть ли у нас футбольная команда? Есть? Вот, видите, команда у нас есть!

- Команда есть, а где она играет?

- Как это где? На стадионе Мозес Мабида, конечно!

- То есть на этом вот стадионе?

- Ну да!

- А где же тогда игроки?! Где ворота?! Где разметка?!..

- Хм... (оглядывается) Странно! Я думал, игры проходят здесь...

 

Мы тоже так думали, так что пребывали в скверном настроении, и даже такая незаурядная постройка, как новенький стадион, не могла поднять нам настроение. Поднял нам настроение лишь визит на самую верхнюю точку Moses Mabhida Stadium. Да-да, я не оговорился: посмотреть на всё сооружение с высоты и оценить тот размах, с которым оно было возведено, можно воспользовавшись специальным лифтом, поднимающим посетителей над полем. Дело в том, что сверху конструкция по замыслу авторов проекта должна напоминать юаровский флаг, отчего дальние стороны эллипса чаши соединяет гигантская перекладина, раздваивающаяся на южном конце. Оттуда  наверх ведут пешеходные лестницы для технического персонала, тогда как помесь фуникулёра и лифта возит любопытных с противоположной стороны. Удовольствие побывать наверху стоит 50 рэндов, и мой вам совет - не жмотничайте! Ведь помимо собственно изучения стадиона, простирающегося внизу пёстрой россыпью сидений и потёртой зеленью газона, вам откроются чудесные виды на Дурбан!

 

Кстати, вмещающий более чем шестьдесят тысяч зрителей стадион был построен всего за два с половиной года - этакая укоризна петербургскому "Зениту", чей стадион строится уже шесть лет, и конца-края мероприятию не видно...

 

Со смотровой площадки был прекрасно виден и центр города, и океанская набережная, и жилые кварталы, и, к сожалению, два соседних стадиона, легкоатлетический и регбийный, где тоже не было ни малейшего намёка на футбол - нам так и не удалось установить, где же в тот день играла местная команда...

 

 

Глава 46, в которой происходит погружение в подводный мир…

 

Куда более организованно прошёл следующий день, который мы посвятили вылазке в знаменитый дурбанский парк водных развлечений "Ushaka Marine World". Это замечательно местечко расположено на южном конце дурбанской набережной; добраться туда можно, в принципе, и пешком, но нынешнее состояние местного транспорта позволяет обстряпать дельце совсем ловко. Это недавнего времени все путеводители хором рекомендовали не связываться с дурбанскими автобусами из-за криминогенной обстановки, но теперь всё изменилось, так как город запустил несколько линий новеньких машин, объединённых в систему "People's Muver", снабжённых системами видеонаблюдения и вообще очень комфортными; даже кондиционер в салонах есть, и он даже работает. Сейчас функционируют три линии, позволяющие в целом добраться до большинства местных достопримечательностей. Одноразовый билет за четыре рэнда даёт возможность ездить в течение часа, даже если требуются пересадки. За 10 рэндов можно купить однодневный проездной - концы-то любопытному путешественнику предстоят немаленькие! Только следует учесть, что пересадки можно делать только на тех остановках, где маршруты пересекаются.

 

Одна из остановок желтого маршрута "Beach" устроена аккурат возле входа в "Ушаку": останется только пройти к главному входу в заведение через торговый комплекс под тем же названием. Между прочим, именно тут мы нашли самые недорогие в Дурбане магнитики по двадцать пять рэндов, да и вообще прогулка вдоль магазинов и кафе оставила у нас самое благоприятное впечатление; мороженое за 2.99 рэнда удачно дополнило общую благостную картину.

 

Перед входом на территорию аквариума стояла небольшая толпа, и мы даже слегка забеспокоились, но это волнение было напрасно: значительная часть посетителей к аквариуму не проявила никакого интереса, стремясь попасть в парк водных развлечений. Это как бы две разные структуры, объединённые одним названием. Билет и туда, и туда стоит по 99 рэндов, хотя можно купить и "combined ticket" за 149 рэндов.

 

Сразу скажу, что водные развлечения меня крайне разочаровали, потому что на все горки стояли огромные очереди, найти свободный лежак там довольно проблематично, а уж от детского визга просто уши закладывает...

 

Куда приятнее я себя чувствовал возле аквариумов, где было малолюдно, и толпы собирались разве что на такие аттракционы, как шоу дельфинов или кормление акул. Вот, кстати, при входе на территорию не забудьте посмотреть, когда какие мероприятия проходят, чтобы не прозевать что-нибудь интересное.

 

Основная коллекция морской живности содержится в трюмах огромного корабля, чей корпус скрывает многоярусные помещения. Не знаю уж, настоящее ли судно использовали организаторы парка или построили конструкции специально, но выглядит весь комплекс по-настоящему, включая заклёпки на обшивке. Внутри всё обустроено также как это бывает на борту, то есть развешан такелаж, расставлены ящики и бочки, ну и так далее.

 

В больших и маленьких аквариумах содержится куча разной морской живности, начиная от креветок и заканчивая акулами, на кормёжку которых, как я уже сказал, собираются целые толпы. На нас произвело большое впечатление акулье изобилие, вот только непонятно было, почему эти хищники не едят друг друга и соседей- рыб...

 

Ещё нам очень понравилось выступление морских котиков, чьи дрессировщики разыгрывали сценки в стиле "Пиратов Карибского моря". То есть морские разбойники хотели ограбить остров, где жили котики, а те им всячески мешали. Наибольшее ликование у собравшихся в амфитеатре зрителей вызвал тот эпизод, когда котик ловко спихнул пирата в бассейн, ткнув его носом.

 

Напротив, ожидаемые эмоции от шоу дельфинов так и не появились: эти славные звери выпрыгивали из воды, толкали мячики, резвились так и сяк, вот только ощущения праздника не наблюдалось. Мне кажется, виной тому было отсутствие динамики происходящего, так как после каждого трюка дельфинов подкармливали, отчего весь процесс выглядел как 10 секунд шоу и минута паузы.

 

Завершая описание "Ushaka Marine World", замечу, что ко второй половине дня, когда мы вывалились за пределы комплекса, народу в бассейнах как-то даже поприбавилось. Значит, я советую тем, кто хочет спокойно поплавать, воспользоваться одним из общественных бассейнов, расположенных в прибрежной зоне. Вход в самый лучший них, расположенный на углу Marine Parade и Frobisher street, стоит всего 7 рэндов за целый день использования. Следует, впрочем, помнить, что билет действителен только на один проход через турникеты: выйдя, придётся потом платить снова. Вход открыт с 9 до 16 часов; есть раздевалки, душевые кабинки, места для отдыха - словом, удастся и поплавать, и позагорать, и развеяться. Вот это место можно рекомендовать, а бассейны "Ушака Марин" - нет, потому как там давка и суета; плюсом является только возможность прокатиться на водных горках, так и горки эти отнюдь не такие, на которые нужно рваться..

 

Возвращались в район квартирования мы пешком, успев заодно познакомиться с разными нюансами местной жизни. Поскольку на дворе был выходной день, пляжи заполнились полчищами африканцев, предпочитавших, однако, не столько плавать, сколько стоять у берега по колено в воде и балаболить. За этими компании с некоторым подозрением следили полицейские патрули, периодически проезжающие вдоль променада и зорко осматривающих местность. Я засёк как минимум три разных вида полиции и сделал вывод, что если бы на пляжах не было криминала, не было бы и необходимости вводить патрулирование, тем более такими силами. Соответственно, хочу посоветовать не оставлять вещи без присмотра и даже купаясь приглядывать за ними; лично я откровенных угроз не ощущал, однако даже днём вдоль променада порой курсирует довольно подозрительная публика.

 

 

Глава 47, в которой мы готовимся к отъезду…

 

Интересной особенностью дурбанской набережной является присутствие рикш, которых совсем не ожидаешь встретить в этой стороне света. Институт рикш был в своё время завезён сюда вместе с гастарбайтерами-индусами, и в Дурбане, очевидно, прижился. Теперь те туристы, кому не жаль денег, имеют возможность прокатиться по местности под шуточки и трюки своего возницы: мастера своего дела периодически пугают седоков до полусмерти, отпуская рукоятки, отчего кабинка начинает опрокидываться, и рикша ловит её в самый последний момент.

 

Поскольку рикши с давних пор являются неотъемлемой частью дурбанской туристической жизни, какие-то ушлые люди придумали подобным образом окрестить туристический автобус, дважды в день курсирующий по городу и знакомящий туристов с достопримечательностями и красотами третьего по величине населённого пункта ЮАР. Отправления совершаются в 9 и 13 часов от западного фасада Hoy park, там где проходит Brickhill road. Билеты можно купить в небольшой будочке, где сидит скучающий негр: желающих кататься за 50 рэндов как-то не очень много, и потенциальных клиентов не прельщает даже возможность выходить по ходу и дела, а потом садиться на другой автобус.

 

Наконец, ещё одно полезное открытие мы сделали в районе Bell street, где находилось сразу несколько туристических контор, организующих экскурсии по окрестностям. Мне больше всего понравились программы, представляемые конторой "First Zulu Safaris": там было буквально всё, что угодно, от индивидуальных экскурсий до групповых поездок. Главное тут иметь большой кошелёк, и тогда не придётся ограничиваться элементарной программой знакомства с Дурбаном на 3 часа и четыре сотни рэндов, а можно купить поездку на целый день в Лесото за 200 долларов, причём обед включён в стоимость. Есть также экскурсии в национальные парки, к горам Дракенберг, к бушменам, дайвинг и другие развлечения. Персонал очень вежливый и сведущий, прекрасно говорит по-английски. На всякий случай сообщу адрес фирмы - www.1stzulusafaris.co.za

 

День отъезда подкрался как всегда незаметно, хотя подсознательно мы помнили о нём и заранее запаслись билетами на автобус в Йоханнесбург. Здесь, кстати, перед нами встала дилемма - то ли ехать непосредственно на уже знакомый нам городской автовокзал и потом как-то добираться до аэропорта, то ли заплатить чуть больше и быть доставленными сразу в воздушную гавань O.R. Tambo. Если первый маршрут обслуживает полудюжина компаний, то последнюю возможность предоставляет в единственном числе перевозчик "Intercity Express". По трезвом размышлении мы предпочли заплатить ему на 70 рэндов больше, да и горя не знать...

 

Подобный выбор был логичным, но не очень удачным, что выяснилось уже впоследствии. А покамест мы купались, загорали и всячески наслаждались жизнью, стараясь не думать о возвращении в заснеженную Россию - на дворе в ЮАР стоял конец лета, так что погодка была хоть куда...

 

Финальным аккордом всего пребывания на юге Чёрного континента надо, пожалуй, считать нашу ночную вылазку на пляж, который в темноте выглядел крайне криминогенно: на нём повадились спать местные бомжи, да и полицейским довольно сложно рассмотреть что-либо в кромешной тьме, ведь до кромки воды, например, освещение с набережной не достаёт. Таким образом, я бы не рекомендовал ходить ночью на пляж без крайней на то необходимости, такой, какая была у нас. Мы вдруг вспомнили, что за перипетиями поездки так ни разу и не увидели звёздное небо Африки. Исправить это упущение как раз была призвана вылазка, и стоя на оконечности уходящего в океан мола, мы в благоговейном молчании созерцали рисунки незнакомых созвездий, заполнявших чернильную мглу у нас над головой. Если бы не отдалённый храп завёрнутых в рваные одеяла африканцев, лежавших вдоль кромки бетона, мир выглядел бы совершенно волшебно...

 

 

Глава 48, в которой наступает момент прощания с Африкой

 

Побросав в воду монетки, мы поплелись в отель, готовясь к многочасовому пути домой. Автобус до Йоханнесбурга и два перелёта с пересадкой в Париже подчистую заняли у нас следующие сутки, но, что интересно, особой усталости мы не испытали, возможно, от общего душевного подъёма, а, возможно, и от комфорта, с которым осуществлялись перемещения. То есть сначала нам не слишком повезло, потому что по комфортабельности поданный "Intercity Express" автобус в зелёно-розовой гамме оказался раздолбанным и довольно грязным, вдобавок, кондиционер ревел на весь салон так, что его было слышно даже сквозь наушники. Выглядел он внутри так скверно, что живо напомнил нам худшие образцы Ботсваны, в которых мы ехали полторы недели назад. Все остальные компании предоставляли на посадку вполне нормальные машины, и только нам досталось это убожество.

 

С другой стороны, наше убожество всё-таки доехало до места, пусть и с опозданием на час, тогда как один из транспортов, ушедший в Йоханнесбург до нас, сломался где-то под Питермарицбургом. Как следствие, его пассажиров мучительно распихивали по автобусам других компаний, так что наша идея ехать с комфортом, то есть каждому на двух сиденьях, потерпела крах.

 

А вообще мне больше всего понравилась фирма "Greyhound". У неё и автобусы аккуратные, чистые и довольно новые, и офис вполне приличный, кондиционированный и располагающий немалым количеством посадочных мест. Вот только цены у конторы существенно выше, чем у конкурентов: тут, например, готовы отвезти пассажира в Йоханнесбург за 220 рэндов, тогда как порыскав по другим офисам можно найти цену и в 140 рэндов. Зато и публика на рейсы приходит достаточно респектабельная, так что бескультурных оборванцев тут днём с огнём в салоне не найдёшь, тогда как к нам в салон набилась такая публика, что хотелось отвернуться и всю дорогу смотреть в окно. Не то, чтобы рядом сидела откровенная бомжатина, но одна "весёлая" компания полдороги в голос обсуждала, "как хороши, как свежи были козы" - по крайней мере это выглядело именно так, судя по блестящим глазам и активным жестам...

 

Зато, как уже было сказано выше, только "Intercity Express" возит клиентов прямо в аэропорт, и, межу прочим, в этом случае её автобусы не заезжают в центр Йоханнесбурга, высаживая народ где-то в пригородах - этак и впросак попасть недолго: в расписании город обозначен, однако про то, что остановки делаются чёрт знает где, явно нигде не сказано. Фокус в том, что рейс следует дальше, в Преторию, и тащиться через пробки в центр ему не с руки. Мы и на периферии мегаполиса умудрились немало постоять в пробках, попав аккурат под раздачу часа пик.

 

Наконец, сделав пару заездов по развязкам, мы всё-таки направились к аэропорту Йоханнесбурга, который был виден уже сравнительно давно: самолёта так и шастали над окрестными районами.

 

Путешествие подходило к концу...

 

***

 

Тем, кто постоянно читает мои рассказы, я могу показаться человеком рассудительным, выдержанным и даже слегка суховатым, но это отнюдь не так, и яркие эмоции мной очень даже приветствуются, тем более такие, какие мы испытывали на обратном пути в Россию. Чем ближе становился йоханнесбургский аэропорт, тем больше мы надувались спесью, а уж когда нас зарегистрировали и проинформировали, что мы можем воспользоваться услугами бизнес- ложи, нашей радости не было предела. Нет, мы не прыгали до потолка от восторга и не кричали "Мы сделали ЭТО!", но всё-таки периодически переглядывались и, видя в других глазах тот же огонёк неподдельной гордости, перебирали в памяти все отрезки пути по Африке.

 

Прошлый заезд в Кению, Уганду и Руанду тоже был впечатляющим, но это путешествие его однозначно затмило. В конце концов, мы одолели Замбию, пересекли Зимбабве, и даже потеря всех документов в Ботсване не помешала нам добраться до ЮАР. Мы гуляли по улицам самого криминального города Южно-Африканской республики, мокли под брызгами водопада Виктория, жарились на лусакском солнце, бродили по ночному Габороне, ехали старинным поездом родезийских железных дорог, склонялись над бурными водами Замбези, смотрели в глаза сумасшедшему проповеднику, отделывались от замбийской военной полиции - много чего было позади.

 

Уже в ложе, запасшись пивом "Windhoek" и апельсиновым соком, мы вспомнили, с какой опаской летели в Африку: тогдашние ощущения были разительным контрастом теперешним. Естественно, никто из нас уже не произносил фразу "Бог ты мой, куда же мы вляпались...", столь популярную между нами две с лишним недели назад; естественно, мы строили дальнейшие планы, и теперь вояж ЮАР- Мозамбик с посещением Лесото и Свазиленда не казался чем-то недостижимым и невыполнимым. Не казалась невыполнимой и экспедиция к Атлантическому побережью, ведь интереснейший Кейптаун в этот заезд нам так и не довелось увидеть.

 

Значит, будет повод вернуться в ЮАР ещё не раз: теперь мы знаем, как правильно оформить визу, мы знаем, как обстоят дела с транспортом, мы освоились с местной обстановкой и готовы к новым подвигам. В конце концов, коли в этом путешествии практически всё прошло как по маслу, почему в следующем вояже должно быть как-то по другому?!

 

Словом, мы готовимся, так что жди нас, Африка…

Посмотреть фотографии Дурбана...

Изучить полезную информацию...

 Вернуться на главную страницу... 

Рейтинг@Mail.ru