ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | РАЗНОЕ | КОНТАКТЫ |
|
|
Самостоятельное путешествие по весенней Франции позволило мне добраться из Парижа до Ниццы, увидеть Старый порт и другие достопримечательности Ниццы, выяснить, где можно недорого поесть в Ницце и хорош ли местный шоппинг; хотите знать больше - читайте рассказ о путешествии по Франции
Замысел порадовать себя весенней Ниццей родился у меня во время подготовки очередного путешествия по Европе. Южную часть Франции мне уже довелось посещать раньше, но тогда визит был коротким, чисто ознакомительным, можно даже сказать, разведывательным. Теперь я намеревался свести с городками Лазурного берега детальное знакомство.
В прошлый раз мы решили добраться из Парижа в Ниццу поездом и выехав около семи вечера из французской столицы, оказались на Лазурном берегу после полуночи – до Марселя экспресс «SNCF» нёсся как угорелый по новеньким рельсам, а потом стал мучительно ползти вдоль побережья, так как пути между Марселем и Ниццей пока не обустроены для скоростного передвижения.
Теперь дела пошли веселее, потому что добраться из Парижа до Ниццы можно ведь и самолётом, причём перелёт выйдет даже дешевле поезда – в Интернете можно без труда найти цену в 35 евро, такие тарифы есть и у «Air France», и у «Easyjet». Я при равенстве условий выбрал первый вариант, поскольку моя «золотая» карточка часто летающего пассажира давала кое-какие привилегии в программе «Flying Blue» и я рассчитывал культурно позавтракать в аэропорту Орли, ведь ранний подъём не давал нам возможности сделать это в гостинице. Так что мы взмыли в небо на французской столицей сытые, довольные и предвкушающие отдых на Лазурном берегу.
Самый крупный курорт южной Франции встретил нас солнцем, ветерком и жарой под тридцать градусов. Пальмы весело шуршали листьями вверху, внизу шуршали шинами автобусы-шаттлы: в аэропорту 2 терминала, и рейсы «Air France» прилетают во второй, тогда как транспорт до города уходит от первого. Вот нам и пришлось грузиться в автобус…
Прибыв к воротам корпуса 1, мы тут же обнаружили остановку экспрессов – они просто мозолили глаза не купиться на рекламу было очень сложно, многие пассажиры вздыхали и выкладывали 6 евро, чтобы добраться из аэропорта до Ниццы. Позже мы выяснили, что билет экспресса позволяет пересесть на городской общественный транспорт без доплат. А на тот момент мне показалось, что лучше всего добраться до Ниццы на обычном автобусе, поскольку в таком случае проезд будет стоить всего 1 евро. Теоретически, поездку совершить несложно, судя по схеме мимо аэропорта проходят маршруты 52, 59, 70 и 94, маршрут 23 вообще вроде как подъезжает прямо к терминалу. Вот только всё устроено как будто назло так, что автобусную остановку днём с огнём не отыскать.
Вообще-то нам было бы удобнее на тот момент попросту пройти пешком около километра, чтобы оказаться на станции «Nice Saint Augustin» и спокойно доехать до вокзала «Nice-Riquier», откуда до заказанного отеля нами рукой подать. А на тот момент я решил всё-таки добраться до центра Ниццы из аэропорта автобусами. Моё упрямство всё-таки взяло верх над обстоятельствами, и 25 минут спустя мы погрузились в транспорт линии 70, вот только удовольствия переход с вещами нам не доставил…
Система проезда в Ницце довольно проста, единые для всех видов транспорта билеты можно купить в автоматах или прямо у водителя, цена одинаковая что там, что там; на момент нашего путешествия проезд по Ницце стоил 1 евро, нынче надо отдать полтора евро. Купленный одноразовый билет надо каждый раз при посадке пропускать через валидатор, так как он даёт право ездить 75 минут и делать пересадки, но двигаться в обратном направлении запрещено. Туристы могут присмотреться к дневной карточке стоимостью 5 евро, дающей право кататься весь день без ограничений на всём транспорте Ниццы, за исключением экспрессов 98 и 99, идущих из города напрямик в аэропорт.
Нам по плану много ездить не требовалось, требовалось только сделать одну пересадку с автобуса на трамвай, и тогда мы оказывались аккурат возле входа в отель «Appart City Acropolis». Я его выбрал по трём причинам: низкая цена в 49 евро за двухместный номер без завтрака, но с кухней; хорошие отзывы; близкое расположение к железнодорожной станции, откуда мы рассчитывали ездить по городкам Лазурного берега. Да, от старой Ниццы до гостиницы далековато, идти там с полчаса, однако под боком есть трамвайная ветка, 5 минут, и дело в шляпе.
Отель в Ницце лично мне понравился, и хотя в прошлый раз мне довелось жить в самом центре, под нынешнюю задачу «Appart City Acropolis» прекрасно подходил…
Другое дело, что планы мои сразу пошли прахом: я втихомолку рассчитывал заселиться пораньше, никак не позже полудня, сразу принять душ и вздремнуть часочка два, пока жара спадёт, после чего идти осматривать достопримечательности Ниццы. Однако девушка-портье поселить нас не захотела, сказав, мол, номер ещё не готов, и предложила погулять часов до трёх. Ладно хоть вещи в камере хранения позволили оставить…
Короче говоря, мы снова оказались на сжигаемой солнцем улице и поплелись малым ходом в ту сторону, где располагается Старый порт Ниццы – его сочными видами я рассчитывал поднять себе настроение.
Поскольку жара давала о себе знать совершенно недвусмысленно, наш переход сильно затянулся: мы использовали каждый возможность чтобы посетить магазинчики, выбирая те, где работал кондиционер; порой нам удавалось спрятаться в тени зданий и деревьев. Особо интересных мест нам не попалось, разве что площадь Гарибальди смотрелась красиво – её окружали элегантные дома, а в центре стоял памятник революционному вождю. Кто-то может удивиться, что во Франции стоит памятник итальянскому герою, однако надо помнить, что Джузеппе Гарибальди был уроженцем Ниццы, и тогда город принадлежал королевству Сардиния, ставшему ядром, вокруг которого сформировалась Италия. Во время события Рисорджименто часть сардинских земель короли были вынуждены передать могущественным соседям за поддержку в борьбе против австрийской оккупации. Гарибальди отчаянно возражал против такой жертвы, но сделать ничего не смог. Вот и стала его родная Ницца французской…
Старый порт Ниццы смотрится совершенно великолепно, и в этом я лишний раз убедился, когда мы вышли к набережной. Мало того, что окрестные пейзажи хороши, живописность им придают мачты и паруса яхт, роскошные катера, пришвартованные у бонов. Очень красиво выглядит церковь Нотр-Дам дю Порт, расположенная на северной стороне гавани. Здание построили в 1840-1853 годах по проекта архитектора Вернье, монументальный фасад с колоннами добавил через сорок лет его коллега Жюль Февр. А с запада на портом Ниццы нависает огромный холм Шато, увенчанный замком – его смотровые площадки уже дали мне дивные снимки городских панорам.
Полезно прогуляться и по восточной набережной, где первый этаж буквально каждого дома превращён в ресторан; вопросом, где поесть в Ницце недорого я задавался ещё в прошлый визит, и тогда никаких заманчивых предложений нам не встретилось - может, мы плохо смотрели, может, экономическая ситуация была иной. По большей части в центре города нам встречались кебабы и прочие шавермы, и лучшее, что удалось найти, был филиал сети «Quick». Это французский аналог «McDonald’s» по оформлению и обслуживания, с уклоном в местную кухню: больше овощей и вместо кетчупа майонез. Комплект из сэндвича, картошки-фри и кока-колы стоит всего 6 с половиной евро, и если отдать ещё пару монет за салат, получится вполне достойная трапеза. Так что визит в «Quick» позволяет пообедать в Ницце недорого, точка доступа есть на Avenue Jean Medecin, рядом с главным вокзалом.
Так вот, если в тот приезд мы нашли только «Quick», нынешняя прогулка вдоль Quai Docks дала нам пищу для размышлений: спецпредложения в 15-20 евро за обед попадались повсюду. Прикинув, что к чему, мы решили ориентироваться на интерьеры заведений и по этому критерию победил ресторан «L’Escale» в доме 12. Там предлагалось комплексное меню за 18 евро, требовалось только сделать выбор из нескольких закусок, мяса и десерта – неплохой способ пообедать в Ницце недорого. Я взял два рыбных супа «буайбес», на второе заказал мясо средней прожаренности и как десерт мороженое. Вот так за скромные по французским меркам деньги мы отлично наелись, и кабы ещё удалось расположиться поближе к окнам, открывающим вид на Vieux Port, всё было бы вообще отлично. Увы, дым от курильщиков, оккупировавших столики на улице, заставлял сидеть в глубине помещения. А так ресторан «L’Escale» оставил у меня наилучшие впечатления…
Пообедав, мы ленивой походкой двинулись в старую часть города. Исторические кварталы Ниццы понравились мне сразу, и новая прогулка по ним закрепила приятные воспоминания. Мы ныряли в узкие переулки, выскакивали на маленькие площади, наслаждались видами зданий. То и дело кто-то из нас застревал, чтобы сделать очередной суперкадр живописнейших видов. Я даже порекомендовал своей спутнице держать ухо востро и в случае чего держать курс на отель так: стоя спиной к морю, дойти до трамвайных путей, повернуть по ним вправо и чесать никуда не сворачивая; если дорога к трамваю идёт ровно, значит всё окей, если же начинается подъём, это путь в сторону холма Шато, туда идти не нужно.
Достопримечательности Ниццы разбросаны на большой площади; например, археологический музей и музей Шагала разделяет приличное расстояние, даже ещё и в гору, русская церковь недалеко от центра города, а до православного собора семь вёрст киселя хлебать. Так что мы предпочли сосредоточиться на старых кварталах и прибрежной полосе. Из числа наиболее виденных нами объектов могу выделить церковь Сен-Жак, она же иезуитская церковь Ниццы. Здание построили в 1640-х годах: сначала братья во Христе планировали возвести часовню, потом их амбиции увеличились и, выкупив соседний дом, иезуиты замахнулись на большую, внушительную постройку. Вот только львиная доля архитектурной монументальности скрадывается соседними зданиями, стоящими буквально впритык. Из-за этого иезуитская церковь сильно проигрывает во внешнем виде.
Мне также вспоминается церковь святого креста, выстроенная в 1633 году и перестроенную в 1765-1767 годах по проекту архитектора Спинелли. Окончательный облик храма сформировался ещё позже, в 1875 году, когда был создан фасад барочного типа. На мой взгляд, эта церковь определённо заслуживает похвалы.
Следующие достопримечательности Ниццы нам встретились на подступах к набережной, когда мы вышли на простор Cours Saleya. То есть это на карте место обозначено просторным, а в реальности почти всю площадь занимает огромный рынок цветов. На лотках местных торговцев также встречаются и фрукты, однако цветы преобладают, и та необычная гамма красок, которую запечатлел мой фотоаппарат, стала для меня ярчайшим впечатлением от Ниццы. Рынок работает ежедневно кроме понедельника, так что не посетить его будет просто глупо…
К площади Салейя примыкают два заметных здания – дворец Правосудия и дворец Гримальди. Первый, построенный в 1880 для размещения судейских чиновников, интересен своим неоклассическим фасадом, второй выглядит попроще и числится за управлением полиции. А ведь это на самом деле бывшая резиденция герцогов Савойских, некогда верховодивших регионом. Строительство ансамбля заняло первую половину XVII века, и тогда герцогский дворец выглядел более солидно. Его основательно разграбили солдаты Наполеона и потребовалось больше 10 послевоенных лет реконструкции, прежде чем представители Савойского дома снова разместились в Ницце. Через три десятка лет, когда этот кусочек Лазурного берега попал в лапы французов, они не нашли ничего умнее, чем занять дворец герцогов Савойских под полицейскую префектуру…
На площади Салейя также стоит церковь Сен-Сюэр, возведённая в 1660 году и веком позже перестроенная. Храм святой плащаницы рухнул во время наполеоновских войн, позже был восстановлен и нынче считается важным памятником архитектуры.
К берегу Средиземного моря мы вышли в том районе, где набережная Соединённых Штатов сменяет длинный-предлинный променад де Англе. Я думал, что мы сперва пройдём на запад к ниццским бульварам, но трудно удержаться от созерцания морских панорам, если они уже рядышком. Так что планы пришлось отложить в сторону и броситься к морю…
Пляж Ниццы мне не особо понравился ещё в тот раз, я не люблю гальку и полчищ народа тоже не люблю. Теперь, весной, хоть галька никуда не делась, людей всё же было поменьше, так что я смог вести фотосессию в своё удовольствие, не ломая голову, как бы так оставить за кадром чьи-то зады и брюхи.
Малолюдство мне пришлось по душе – сезон ещё не начался, и холодная вода явно отпугивала потенциальных купальщиков. Всё же кое-какая публика на пляже Ниццы загорала, и в один из дней мы последовали её примеру, немного подрумянившись на весеннем солнышке. Укрываться от припекающих лучей мы не стали, о чём вечером крупно пожалели, разглядывая красную кожу друг друга. Я потом поинтересовался, сколько стоит взять в аренду зонтики и лежаки на пляже Ниццы. Оказалось, что арендовать комплект из зонтика и двух лежаков стоит 15 евро, при этом становятся доступны туалеты и кабинки для переодевания. В любом случае, эта услуга доступна только летом… На такой случай лучше отыскать себе место непосредственно на набережной, где вдоль променада Ниццы расставлены железные стульчики – садишься где-нибудь под пальмой и дышишь свежим воздухом в своё удовольствие.
Совместить приятное с полезным позволяет туристический паровозик Ниццы, ежечасно совершающий круг по городу. Заезд длится около 45 минут, билеты стоят 8 евро. Паровозик стартует от берег, потом сворачивает к бульварам, ныряет в старый город, по кромке объезжает холм Шато и возвращается к набережной. Таким образом, в поле зрения пассажиров попадают все главные достопримечательности Ниццы, и ради их осмотра не придётся никуда ходить.
Я-то привычен к длительным прогулкам, а вот моя спутница нет, и через какое-то время я почувствовал, что скоро начнётся нытьё и, возможно, скандал. Пришлось планы подкорректировать, свернуть с набережной и взять курс в сторону трамвая. Дальнейшее знакомство с Ниццей мы перенесли на следующий день.
Отель, наконец предоставивший нам долгожданную комнату, оказался очень даже приятным, авторы отзывов ничуть не преувеличивали свои восторги в его отношении. Мне понравились и уютная обстановка номера, и хорошо оборудованная кухня. Последней мы пользовались на всю катушку, поскольку обнаружили по соседству огромный торговый комплекс «TNL», занимающий целый квартал вдоль Rue Roquebilliere. Больше всего радости нам принёс тамошний супермаркет «Carrefour», до отказа набитый напитками и продуктами. За тамошние багеты мы отдавали 0.45 евро, пару раз брали готовые салаты, лакомились французскими сырами, отдавали должное отделу вин. По-моему, лучшего места, где можно купить в Ницце продукты недорого, и разыскивать незачем.
Продолжилась тема покупок наутро, когда мы вернулись в центр города и я нарочно повёл свою спутницу новым путём, стараясь заранее подбодрить её перспективами шоппинга. Надо заметить, что на Avenue de la Republique, выведшей нас к сердцу Ниццы, нашлось полно лавочек и магазинчиков с одеждой, обувью, аксессуарами. Здешний ассортимент мне глянулся куда больше, чем предложения из центра, да и цены оказались пониже. Зато старые кварталы Ниццы предлагали богатый выбор магнитиков, открыток и другого добра, так что если где покупать сувениры из Ниццы, то лучше среди старинных улочек.
Продолжая прерванную накануне прогулку, мы сдвинулись на запад, дойдя до знаменитого отеля «Negresco». Это незаурядное здание стало одним из символом Ниццы, воплощение роскошной жизни на знаменитом курорте аристократов. Здание, открытое для публики в 1913 году, принимало в своих стенах самых видных деятелей политики и культуры, среди его гостей числятся Марлен Дитрих и Эрнест Хемингуэй. Сейчас любой желающий может окунуться в изысканную атмосферу вечного праздника, заплатив примерно 300 евро за номер; в низкий сезон местечко можно найти и за 200 евро.
Рядом с «Negresco», чуть в глубине застройки стоит церковь Сен-Пьер, массивная, выдержанная в неороманском стиле. До неё можно дойти, если есть лишнее время, но лучше всё же осмотреть другие, более выдающиеся достопримечательности Ниццы. Например, навестить англиканскую церковь святой Троицы, которую выстроил в период с 1856 по 1862 года британец Томас Смит. Он выбрал стиль неоготики, и получилось у него очень неплохо. Во всяком случае, здание радует глаз своей гармоничностью.
Небезынтересен храм реформаторской церкви, тоже оформленный по-неоготически. Его возвели в 1888 году для нужд постепенно увеличивавшейся общины протестантов. Выглядит церковь святой Троицы вполне презентабельно.
Есть куда пойти и православным жителям Ниццы. Правда, русская церковь на Longchamp в центре города красотой не блещет. Её построили в 1856 году по поручению вдовствующей императрицы Александры Фёдоровны, скорбевшей по своему умершему супругу Николаю I, и, похоже, архитектора вдохновляла скорее западная архитектура, нежели восточная. Во всяком случае, русский собор Ниццы смотрится гораздо более красочно. Вот он-то напоминает как раз отечественные храмы, и размерами, и оформлением. О его строительстве начали подумывать почти сразу после окончания работ на православной церковью – оказалось, что колония русских растёт очень быстро, и все желающие в одном храме поместиться не могут. К практической реализации планов православные приступили в 1903 году, спустя лет величественное здание оказалось готово. Из-за плотной застройки центра стройплощадку пришлось вынести на тогдашнюю окраину, и добраться до русского собора Ниццы удобнее всего на автобусах 17, 27 и 71.
Что нам ещё удалось посмотреть в центре города, так это базилику Нотр-Дам. Самый большой из местных храмов отчасти похож на парижскую сестричку, но сильно уступает её габаритами. Здание, выдержанное в готическом стиле, строили с 1864 по 1868 годы по проекту архитектора Луи Ленормана. Историки полагают, что базилика стала первым примером офранцуживания новоприобретённой Ниццы, с помощью подобных шагов французские власти пытались ассимилировать здешнюю культуру.
После того как мы посмотрели многие интересные достопримечательности Ниццы, настала пора вылазок за пределы города. В свои планы я включил как популярные курорты Антиб и Канны, так и столицу парфюма Грасс, плюс нацелился на восточное направление, рассчитывая побывать в Ментоне и добраться из Ниццы до Монако. Как раз с этим дальним прицелом я сперва разыскивал проживание поближе к главному вокзалу города, пока не нашёл жильё возле станции «Nice-Riquier».
А по-хорошему надо было искать отели в Ницце рядом с автотрассами, потому что ездить вдоль Лазурного Берега на автобусах куда выгоднее чем по железной дороге. Допустим, сколько стоит доехать из Ниццы до Антиба? 3.60 евро на поезде и полтора евро автобусом. Картина с Каннами ещё показательнее – 5.80 против тех же 1.50 евро. Автобус маршрута 200, которым удобнее всего добраться до Канн и Антиба из Ниццы, конечно, идёт втрое дольше поезда, и всё же пейзажи за окном, как мне кажется, никак не дадут скучать…
Надо было внимательнее изучать материалы по региону, а я положился на собственный опыт на то, что кривая вывезет. Словом, вместо автобусов мы катались электричками. Соответственно, вокзалы Ниццы мне стали хорошо знакомы. Так, я могу сказать, что хоть станция «Nice Ville» многолюдна, там всё организовано как следует. Есть и места для ожидающих, и табло, и билетные автоматы, и даже камера хранения есть на главном вокзале Ниццы. А вот вокзал «Nice Riquier» совсем невелик, и я бы его не рекомендовал пассажирам с вещами: ни лифтов, ни эскалаторов в соединяющем платформы тоннеле нет, тащить багаж приходится по лестницам. Инфраструктура станции минимальна, зал ожидания отсутствует как класс, и если клиентам приспичит поболтать с кассирами, риск опоздать на поезд велик, ибо касс только две. Я, конечно, навострился ловко управляться с автоматами про продаже билетов и оттого мы всегда успевали на нужные поезда, однако тем, кто не силён в технике, уехать может быть проблематично.
Вокзал Рикье был для нас удобен тем, что его и наш отель разделяли несколько минут ходьбы. Так что мы утром вставали, завтракали и бодрым маршем выступали, ориентируясь на расписание французских железных дорог. Ездить нам пришлось и на восток, и на запад, так что коллекцию впечатления лично я пополнил преизрядно. А самым интересным городком Лазурного берега мне показался курорт Ментон… |
|
Посмотреть фото Ниццы... |