Путешествие во Францию: рассказ про поездку в Версаль
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА РАЗНОЕ КОНТАКТЫ

Франция

Самостоятельное путешествие во Францию позволило мне увидеть Версальский дворец и другие достопримечательности Версаля, погулять по аллеям парка, посетить Трианоны, купить сувениры из Версаля; хотите знать больше - читайте рассказ про самостоятельную поездку в Версаль

 

Первое знакомство с Версалем я свёл как и все, поездкой в переполненной электричке и толкотнёй на платформах по приезде. Ладно хоть без толкотни непосредственно при входе во дворец обошлось… На самом деле добраться в Версаль из Парижа самостоятельно можно полудюжиной способов, однако почти все туристы почему-то предпочитают один-единственный вариант – они садятся в пригородную электричку RER «жёлтой» ветки и набивают её под завязку. Такой оборот события, в общем, понятен: поезд с обозначением «С5» прибывает едва ли не к воротам Версальского дворца, на вокзал "Versailles Rive Gauche", а оттуда до самого известного в мире дворцового ансамбля рукой подать. Однако лично я эту станцию недолюбливаю, да и битком набитые поезда мне портят настроение, так что для предпочитаю другие способы добраться в Версаль из Парижа. Городок ведь располагает сразу тремя вокзалами, и пока оравы туристов штурмуют "Rive Gauche", можно преспокойненько доехать по той же «жёлтой» ветке RER на станцию «Versailles Chantiers», только садиться придётся не на поезд с литерой «C5», а на состав «C7». Кроме того, добраться в Версаль из Парижа по железной дороге можно электричкой с вокзала Defance, которая приходит на станцию «Versailles Rive Droite» - ехать всего 18 минут, отправления 4 раза в час. Доехать от вокзала Монпарнас до вокзала «Versailles Chantiers» можно за 25 минут, и отправлений тоже множество. Да, конечно, оба непопулярных вокзала Версаля находятся несколько в стороне от центра, это правда, но попасть оттуда во дворец проще простого, даже если идти пешком, ну а коли разузнать заранее расписание автобусов Версаля, так и вообще всё просто. Кроме того, никто не мешает добраться в Версаль из Парижа на автобусе маршрута 171 – тот ходит от станции метро «Porte Sevres», и порой интервалы движения составляют всего 6 минут. Путь выйдет несколько более долгим, чем на поезде, зато в качестве бонуса пассажир получит виды пригородов Парижа, вполне адекватные в этой части Иль-де-Франс. Одноразовые билеты стоят 3.35 евро в одну сторону, и если вы не планируете ещё пару-тройку вылазок за пределы французской столицы, вполне можно обойтись такими билетиками – покупать «Navigo Decouverte» зоны 4 ради одного Версаля просто нет смысла, лучше взять тогда недельный проездной Парижа на зоны 1-2, им и ограничиться.

 

К слову, планируя самостоятельно добраться в Версаль из Парижа стоит обратить внимание на проблему обратных билетов: "Rive Gauche" во второй половине дня просто-таки набит неудачниками, торчащими в громадных очередях ради покупки билетика – не позаботились заранее, вот и тратят время попусту. Поэтому купить обратный билет из Версаля в Париж надо ещё в Париже, сказав кассиру волшебные слова «алле-ретур», если, конечно, у вас нет одного из тех проездных, которые я настоятельно рекомендую покупать всем, кто собирается спланировать самостоятельное путешествие в Париж.

 

С другой стороны, оба остальных вокзала Версаля толп народа лишены, и билеты там можно купить безо всяких яких. Опять же, напомню, между ними и входом во дворец расстояние невелико, и вдобавок его можно преодолеть местным транспортом – расписание и схема маршрутов автобусов Версаля есть на сайте www.phebus.tm.fr Парижские проездные зоны 4 действуют в лучшем виде, но если вдруг понадобится купить билетик (гуляли, допустим, по Версальскому парку и вышли чёрт знает куда), то проезд на автобусах Версаля стоит нынче 1.90 евро.

 

Как все пути ведут в Рим, так все пути Версаля ведут ко входу в знаменитый дворец. Те, кто приехал из Парижа на "Rive Gauche", сразу выходят на осевую линию ансамбля, остальные подтягиваются по боковым веткам, расходящимся от центра композиции словно лучи. Когда-то эта схема символизировала власть короля над страной – три дороги тянулись во все концы Франции, на юг, север и восток от Версаля.

 

Сейчас важнейшей артерией является Avenue de Paris, по ней турпоток вливается в первый двор ансамбля. За ним нужно следовать до поры до времени, но сперва разумно будет заглянуть в туристический офис Версаля, на углу этого проспекта с Avenue du General de Gaulle. Там обычно пасётся куча народа – одним нужна бесплатная карта города, другие интересуются заказом экскурсий, третьим хочется забронировать отель, - так что приготовьтесь к некоторому ожиданию: карта Версаля очень даже пригодится в дальнейшем, да и буклеты с информацией про интересные объекты не помешают: одним дворцовым ансамблем достопримечательности Версаля не исчерпываются. А, туристический офис также продаёт путеводители по Версалю, в том числе на русском языке, так что желающие изучить дворец в деталях приглашаются к стендам.

 

В турофисе есть кое-какие сувениры, однако лучше сделать покупки в другом месте, и уж конечно проигнорировать соседнее здание, оккупированное магазином "Press Maneges": там цены совершенно непотребные, и магнитики с видами Версаля, например, обойдутся в 6 евро вместо нормальных трёх, открытки идут по полтора евро, словом, ценники завышены донельзя. Спрос меж тем есть, да ещё какой, ведь тем туристам, кто не удосужился купить сувениры и спохватился о них перед отъездом, деваться попросту некуда. Я же подскажу чуть позже несколько полезных местечек, где можно купить сувениры из Версаля куда дешевле, так что "Press Maneges" можно и нужно оставить в покое.

 

Перейдём теперь к осмотру дворца. Рассказывать про красоту главной достопримечательности Версаля бессмысленно, эту достопримечательность надо лично увидеть, а вот порассуждать о том, как и почему стали строить дворец, определённо стоит. Дело даже не в том, что французский ансамбль стал прообразом таких известных дворцово-парковых комплексов, как отечественный Петергоф, баварский Херренхимзее, португальский Келюш, венский Бельведер, берлинский Сан-Суси – это только прямые заимствования планировки и стиля, подражаний не счесть, не говоря уж про общее влияние на умы и архитектуру. Версаль важен тем, что Людовик XIV рассматривал его как символ своей ничем не ограниченной власти, власти, способной повелевать миром и уж, конечно преобразовывать природу. По общим прикидкам, затраты на сооружение дворца и обустройство парка обошлись примерно в ту же сумму, в какую влетели все грандиозные преобразования Парижа, предпринятые бароном Османом. Вольтер не зря говорил, что если бы король затратил на свою столицу хотя бы одну пятую того, что ему стоила победа над природой в Версале, то Париж был бы также хорош везде, как хорош он возле Пале-Рояля и Тюильри …

 

Строительство Версаля потребовало напряженного труда огромного количества мастеров, художников различных специальностей. Вся территория будущего парка была выровнена, находившиеся там поселки снесены, не пощадили строители даже охотничий замок, принадлежавший отцу заказчика, королю Людовику XIII. Собственно, эта сравнительно небольшая постройка, возведённая в 1624 году и перестроенная десятилетие спустя архитектором Леруа, дала толчок всему предприятию: принц, будущий Людовик XIV, не раз бывал в Версале и наверняка оценил как его расположение – вроде как достаточно близко от Парижа, чтобы держать город под неусыпным контролем, и в то же время далеко от Парижа, который монарх ненавидел, считая его рассадником проклятой Фронды. И вот Парижу с его грязными кварталами, кривыми улочками и жуткой неупорядоченностью король-солнце решил противопоставить четкий и размеренный план, отображавший мечты о жёсткой иерархии. Декарт в своё время возмущался, что, мол, старинные города, разрастаясь с течением времени из небольших посадов и становясь большими городами, обычно столь плохо распланированы, по сравнению с городами-крепостями, построенными на равнине по замыслу одного инженера, что  можно подумать, будто это скорее дело случая, а не разумная деятельность людей. Наверное, если бы была возможность, философ распорядился бы снести все кривые улицы и заменить их прямыми проспектами. У Людовика XIV такая возможность была…

 

Считается, что образ Версаля был навеян повелителю Франции ансамблем Во-ле-Виконт, принадлежавшим генеральному контролеру финансов Н. Фуке. Над этой впечатляющей усадьбой работали самые выдающиеся мастера того времени, чьи имена скоро прославятся на весь мир - Лево, Лебрен и Ленотр. Их совместное творчество, как гласит легенда, произвела столь сильное впечатление на короля, что тот немедленно отправил Фуке в отставку, предал суду, конфисковал имения и сгноил в тюрьме. Авторам же проекта было велено превзойти самих себя и создать нечто еще более поразительное. Местом воплощения королевской воли стал строящийся новый дворец в Версале. Каждый из них отвечал за определенный участок работы, так что всю организацию огромного комплекса под названием Версаль можно поделить на три составные, взаимодействующие части - здания, интерьеры, парковая зона.

 

И вот прежде чем начнётся наша экскурсия по Версальскому дворцу, давайте познакомимся с главными действующими лицами поближе. Французский живописец Шарль Лебрен был учеником итальянской школы. В 1642 году он приехал на Апеннинский полуостров, где в течение четырех лет изучал античную скульптуру, произведения мастеров эпохи Возрождения и болонской школы. Один из основателей Королевской академии живописи и скульптуры, он с 1668 года стал ее директором. Шестью годами ранее Лебрен был признан "первым живописцем короля". Современники считали его настоящим диктатором художественной жизни Франции второй половины XVII века. Для живописи Шарля Лебрена характерны нормативность классицистической композиции и театрализованная патетика, которые сочетаются с пышной декоративностью, то есть его творчество содержит именно те черты, которые считаются признаками так называемого большого стиля абсолютистской монархии Людовика XIV. При возведении комплекса Версаля Лебрен руководил созданием декоративных ансамблей (росписи плафонов, картоны для гобеленов, эскизы садовой скульптуры, мебели и т.п.). Вместе с ним работал "генеральный контролер строений" Людовика XIV Андре Ленотр, развивавший принцип геометрической планировки и подстрижки насаждений, характерный для садов эпохи Возрождения. Сочетая рационализм классицизма с пространственным размахом итальянского барокко, Ленотр создал систему построения обширного регулярного, так называемого "французского" парка. Он известен также как автор проектов Сент-Джеймс-парка в Лондоне и парка в Гринвиче (1662). Наконец, Луи Лево (или, правильнее, Ле Во) с 1654 года считался "первым архитектором короля". Сооружения Лево отличались строгой элегантностью, сложностью планировки, декоративным богатством внутренней отделки.

 

Три  выдающихся мастера, каждый ас в своём деле, сотворили Версальский дворец буквально из ничего, из задрипанной деревни. Даже сейчас, когда туристы могут перемещаться по миру сколько угодно и любоваться самыми выдающимися сооружениями, ансамбль Версаля всё равно поразителен.

 

Это убеждение всецело разделяет великое множество людей, так что желающих попасть внутрь обычно просто полчища, если, конечно, дело не в понедельник, когда Версальский дворец закрыт для посещения. Очереди на вход достигают гигантских размеров, а если учесть, что тургруппы пропускают приоритетно, некоторым стоять приходится по два часа – сперва в кассу час, потом ещё столько же на досмотр. Поэтому я всем, кто собрался посетить Версаль самостоятельно, советую в обязательном порядке приобрести карточку «Paris Museum Pass», которая даёт, во-первых, бесплатный вход в Версальский дворец и другие сооружения ансамбля; во-вторых, обеспечивает проход без очереди, надо просто подойти к контролю безопасности и предъявить карточку. А так придётся отдать 18 евро за комплексный билет «дворец и Трианоны», либо 15 евро только за дворец, но, по моему убеждению, нет смысла экономить трёшницу, лишая себя возможности увидеть знаменитые парковые павильоны изнутри. Попасть во дворец Версаля бесплатно можно также по первым воскресеньям каждого месяца с ноября по май - но тогда и народищу притаскивается немерянно. Что касается входа в парк, то он вообще бесплатен всегда, кроме летних суббот и воскресений, когда включаются фонтаны – уточнить расписание мероприятий и вообще время работы парка и дворца можно на сайте http://www.chateauversailles.fr

 

Теперь, покончив с практическими, приземлёнными, так сказать, вопросами, можно перейти к созерцанию прекрасного и отдаться дворцу всем сердцем.

 

Планировку Версаля формируют три дороги, расходящиеся веером. По ним королевская воля гонцами распространялась по всей Франции, и по ним же знать, жившая в прилегающих ко дворцу кварталах, стекалась по утрам, чтобы принять участие в церемониях двора. Каждый день в 5:30 парадные ворота Версальского дворца распахивались и посетители выходили в первый двор, нынче украшенный конной статуей Людовика XIV – его всегда называли Двором Министров. Так называемые Крылья Министров, два длинных здания в глубине, завершают облик Версаля на первом этапе, передавая эстафету Королевскому двору, также ограниченному зданиями: слева находится Старое крыло, справа Крыло Габриеля; доступ в эту часть дворца разрешался только каретам короля. Наконец, третий, последний двор, носит имя Мраморного. Его окружают старинные корпуса, напоминая о былом существовании охотничьего замка. Чередование кирпича и тёсаного камня в фасаде порождает атмосферу нарядности праздничности, служебные флигели, соединённые со дворцом, придают композиции живописность, увенчанные крутыми кровлями башни расчленяют композицию в соответствии с задуманным планом. Последовательное уменьшение размеров каждого следующего двора тоже часть плана, этот ход позволяет постепенно вводить посетителя во дворец и в то же время ансамбль оказывается связанным с веером из трёх проспектов, расходящихся в разные стороны.

 

Из Королевского двора галерея ведёт к западному фасаду Версальского дворца, самому прекрасному и самому знаменитому. Его гармония тем более удивительна, что занимались строительством два разных архитектора: центральный корпус возводил великий Лево, боковым крыльям сумел придать стилевое единство не менее великий Ардуэн-Мансар. Замысел сосредоточить внимание наблюдателя на горизонталях им обоим полностью удался; для этого строители обустроили плоские кровли вместо привычных для Франции остроконечных, а одинаковую линейность и высоту корпусов подчеркнуло двухуровневое членение ордера. Нижний ордер с арочными проёмами окон несколько отличается от верхнего, выполненного в строгом ритме пилястров и колонн, но вместе они составляют единое целое. Обратите внимание, что центральный корпус и два крыла принадлежали непосредственно королевской семье, а венчающий здание аттиковый этаж предназначался для размещения разного рода знатных персон. В самом-самом центре здания располагалась спальня короля, дополнительно подчёркивая его власть и значение.

 

В создании эффекта парадности парадности интерьеров Версаля и их великолепии огромная роль принадлежит декоративному искусству, достигшему в XVII веке блестящего расцвета. Отделка интерьеров велась длительное время и не завершилась даже со смерть Людовика XIV. Все же основную часть работ "первый художник" и его помощники выполнили сами. Парадные апартаменты Версальского дворца представляют собой анфилады залов, из которых многие посвящены олимпийским богам и носят их имена - зал Геркулеса, зал Венеры, зал Меркурия. Потолки украшены плафонами с аллегорической живописью, прославляющий величие Франции. Стены облицованы цветным мрамором, украшены скульптурами и картинами, рельефами из золоченой бронзы. Убранство обильно и разнообразно, формы массивны, но строго подчинены правильным очертаниям, в которых господствуют прямые линии, прямые углы и правильные полуокружности. Центральный, самый главный корпус дворца занимают отделанные с необычайным великолепием залы для торжественных церемоний, приёмов и балов – в первую очередь всем, кто посетил Версальский дворец, припоминается, конечно, Зеркальная галерея длиной 73 метра, фланкируемая залами Мира и Войны. На громадном полуциркульным своде Зеркальной галереи расположены фрески работы Лебрена. Все они изображают сцены славных побед французского оружия. В этих картинах тонко смешиваются черты барокко и черты классицизма. Если "Переход через Рейн" символизирован колесницей Юпитера, опрокидывающего врагов и сопровождаемого по барочным канонам множеством мифологических фигур, то в композиции "Приготовление к голландскому походу", напротив, преобладает элемент классической рассудочности, в позах и постановке основных фигур чувствуется некоторая статичность. Главное - при всем богатстве украшений в Версальском дворце царит чувство меры и продуманное согласование частей. Хотя лично я не уверен до конца, что французский король, чьи военные успехи воспевают творения Лебрена, в полной мере наслаждался ими – особых успехов-то Людовик XIV на самом деле не добился, будучи принуждён и зарейнские области покинуть, и Голландию в покое оставить. Только страну разорил…

 

Из окон дворца открывается лучший вид на Версальский парк, куда непременно следует отправиться после окончания экскурсии. Парк отличается необычайной гармоничностью и не будет преувеличением сказать, что на огромной территории перед зрителем предстаёт настоящий гимн классицизму. Строгая организованность всех элементов начинается с дворца, который, как уже было сказано, на парковой стороне отличается одинаковой высотностью, подчеркнутой линейностью всех корпусов, что вполне соответствует плоскостному стилю парка. Как ни удивительно, а по сравнению с общей трёхкилометровой длиной Версальского парка перепад высот выражен крайне незначительно, и равен лишь двадцати пяти метрам; иными словами, перед нами явное свидетельство того, что планиметрическое начало взяло верх над пространственным. Со стороны парка дворец смотрится, как огромный, широко распространившийся карниз.  Его фасады подчинены главной, и, по существу, единой теме - теме ордера. Перед главным фасадом расположен так называемый "водяной партер" с двумя симметричными водоемами. От него лестницы ведут к фонтану Латоны, изображающему богиню с ее двумя детьми - Дианой и Аполлоном; эта скульптурная группа возвышается над искусно созданной пирамидой концентрических бассейнов. От фонтана Латоны длинный зеленый газон выводит посетителя парка к величественному фонтану Аполлона, тоже впечатляющему донельзя. Античный бог изображён катающимся на запряжённой четвёркой лошадей колесницу, которая в стремительном движении выносится из-под воды; подвластные Аполлону тритоны трубят в раковины, возвещая о скором приближении божества. Надо сказать, что выбор композиции не случаен – как известно, в позднем периоде развития Греции Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных свойств. Кому же как не Аполлону авторы проекта парка должны оказывать честь находиться честь находиться близ самого прекрасного дворца самого могущественного в Европе "короля-солнца"?

 

Насмотревшись и нафотографировавшись, двигаемся дальше, тем более что вот-вот появится ещё один кандидат на создание массы фотографий: сразу за бассейном Аполлона начинается Большой канал шириной 62 метра и длиной 1520 метров; его вдалеке строго перпендикулярно пересекает Малый канал. Расцвет садово-паркового искусства сделал возможным создание необыкновенного оптического эффекта – вечером наблюдателю кажется, будто солнце на закате опускается в зеркальные воды каналов, то есть выходит, что даже стихийная и непредсказуемая природа становится частью размеренной композиции Версаля. Вообще, культу Солнца было уделено в декоре Версаля особое место; ведь "солнцем" называли самого короля. Многочисленные дорожки расходятся лучами из определенных центров, и вся эта рациональность, вместе взятая, образует симметрию парка, в котором "роща склоняется к роще, каждая аллея имеет брата. Одна половина партера - отражение другой, глазу мучительно видеть это насилие над природой; деревья как статуи и статуи подобны деревьям". Пожалуй, нигде так ярко не проявляется рационализм, а, следовательно, и холодный, академический классицизм, как в подстрижении деревьев и кустов, в попытках человека обуздать и переделать природу. Неопрятным, своенравным лесным массивам не нашлось места в Версальском парке, и лишь многие годы спустя дикие деревья снова заняли значительную часть принадлежавшей им когда-то территории. В настоящее время лишь небольшая часть парка сохранила организацию первоначального замысла. Но и до сей поры стоят нарядные  павильоны, декоративные элементы, различные скульптуры. В их создании принимали участие Ф. Жирардон, А. Куазевокс и другие авторы, а вдохновляли их творчество античные мифы. Чарующие слух названия говорят сами за себя - фонтан нимф Дианы, фонтан Нептуна, статуя Венеры, фонтан амуров. Стоит отметить, что многие скульптуры Версаля имеют в своей композиционной и пластической основе барокко, и в этом отношении они контрастируют с необычайно четкими линейными, геометрическими образцами архитектуры. Другой "живой" деталью в царстве расчета и геометрии стала бесконечно струящаяся вода фонтанов, хотя и тут строители не позволили природе разгуляться. В мирке ритма и пропорций не нашлось места бурным страстям водопадов или живым потокам ручейков. В Версале повсюду проявляется стремление человека подчинить природу разуму и воле. Это вершина в развитии французского, так называемого регулярного парка.

 

Так как Версальский парк занимает приличную площадь, прогулка по нему потребует немало времени и сил. Облегчить знакомство с местностью призван туристический паровозик, каждые полчаса курсирующий по территории. Стоит такое удовольствие 6.90 евро, отправления осуществляются с площадки возле левого крыла дворца, если стоять к нему спиной и смотреть на Гранд-канал. Билеты действительны на весь день, то есть можно выходить на остановках, осматривать очередную достопримечательность Версаля и снова садиться на поезд (если свободные места найдутся). Справки насчёт этой возможности  посмотреть Версальский парк удобно навести на сайте http://www.train-versailles.com

 

Другим способом увидеть многогранную красоту парка с недавних пор являются электросамокаты. Прокатная контора, предоставляющая в аренду это чудо техники, находится перед входом во дворец, на Place d'Armes, там ещё рядом туристический офис Версаля. Прокат стоит 10 евро за час, участие в экскурсиях, которые проводятся, когда набирается приличное число желающих, обойдётся немного дешевле. По парку также катаются электромобильчики, но их за использование надо отдать кругленькую сумму в 30 евро за час и иметь при себе водительские права. С другой стороны, если взяться за дело компанией из четырёх человек, то аренда электромобиля в Версале выйдет ненамного дороже, чем стоят 4 билета на туристический паровозик.

 

Есть в Версале ещё одно оригинальное развлечение – катание на лодке по Гранд-каналу. Полчаса аренды влетят в 11 евро, час обойдётся в 15 евро. Для того чтобы покататься на лодке по Гранд-каналу потребуется залог в 100 евро или документы.

 

С помощью вышеперечисленных средств передвижения можно осмотреть Версальский парк достаточно оперативно, хотя, если честно, осматривать его надо неторопливо несуетливо: парковая атмосфера располагает к вдумчивым прогулкам. Я, например, гулял по парку трижды, и всё равно многие его уголки остались для меня «terra incognita».

 

Наибольший интерес для туристов, желающих осмотреть Версальский парк самостоятельно, представляет парочка мини-дворцов, известных как Трианоны. Первый объект, Большой Трианон, появился на территории Версаля ещё при Людовике XIV, когда кусок местности к северу от Гранд-канала король выкупил для своих нужд. Небольшое провинциальное селение Трианон снесли под корень, вместо него появилась изысканная постройка, предназначенная для отдыха по-королевски; французский монарх говаривал, что, мол, Трианон был создан лично для него, в то время как Версаль - для двора. Постройку исполнили в стиле классических итальянских палаццо - одноэтажное здание из нежно-розового мрамора с большими арочными окнами и дорическими пилястрами между ними отлично вписывается в окружающий пейзаж. В правом крыле дворца жили фаворитки короля - мадам де Ментенон и мадам де Помпадур. Внутреннее убранство оказалось с течением времени утрачено, однако его впоследствии достойно восполнили, и сейчас интерьеры Большого Трианона выглядят совершенно роскошно.

 

Неподалёку от Большого Трианона расположен Малый, построенный в 1762-1764 годах Жаком Анже Габриелем. Приглашение Людовиком XV именно этого зодчего не случайно: Габриель был типичным представителем классицизма, чьи рациональные по планировке, четкие и ясные по форме, изящные по отделке произведения до сих пор радуют глаз своей логической завершенностью. К Малому Трианону прилегает пейзажный парк с Бельведером, храмом Любви и Малым театром. Все постройки были возведены в начале последней четверти XVIII века, буквально за десятилетие до грянувшей революционной бури. Самым известным «жильцом» дворца стала небезызвестная Мария-Антуанетта, избравшая его для безмятежного времяпрепровождения вдали от нудного Версаля. А расслаблялась будущая жертва гильотины в Деревне Королевы. Та стала заключительным штрихом в создании ансамбля Версальского парка. Искусная имитация сельских домов с соломенными крышами, молочной фермы и мельницы, приводимой в действие небольшим ручейком радовала супругу незадачливого Людовика XVI вплоть до самого падения режима, Мария-Антуанетта проводила в идиллической деревушке время со своими дамами тогда, когда ей хотелось побыть его на свежем воздухе вдалеке от широких, длинных аллей Версаля, на которых люди чувствовали себя маленькими и беззащитными. Строительство ансамбля началось в 1785 году, и до начала Великой Французской революции зодчие возвели полдюжины живописных зданий, включая мельницу, на чьи крылья следует ориентироваться при прогулке по парку; оно понятно, указатели есть, но лишний ориентир всё же не помешает. Сейчас искусственная деревня смотрится очень здорово: в прудах водится рыба, на огородах «жируют» овощи, вокруг полное умиротворение…

 

Версальский ансамбль славится своей красотой, но поверьте мне, когда включаются фонтаны Версаля, парк и дворец преображаются. А поскольку включаются они, что называется, «в час по чайной ложке», то желающих увидеть дивное зрелище просто море. Поэтому разумно совершить три поездки в Версаль: одну совершенно в точно в понедельник, когда дворец закрыт, зато открыт и практически пустынен парк, вторую для осмотра дворцовых помещений, третий же визит приурочить ко времени, когда работают фонтаны Версаля – их запускают с 11 до 12 и с 15:30 до 17 часов по субботам и воскресеньям; в это время за вход в Версальский парк придётся заплатить 8.5 евро. Есть ещё ночные фонтанные шоу Версаля, они проходят в июле, августе и начале сентября каждую субботу и в кое-какие другие дни – за дополнительной информацией отсылаю на сайт http://www.chateauversailles-spectacles.fr

 

Великолепные дворец и парк привлекают внимание туристов практически целиком, оставляя прочие достопримечательности Версаля далеко позади. Между тем, в городе есть как минимум полдюжины очень интересных зданий, осмотр которых станет, по-моему, приятным дополнением к основной программе визита. Вот, например, на Rue de la Paroisse в паре кварталов от дворца стоит элегантная церковь Нотр-Дам. Её построили в период с 1684 по 1686 году по распоряжению Людовика XIV, и занимался строительством никто иной, как знаменитый архитектор Ардуэн-Мансар. Благодаря его таланту церковь вышла на редкость сбалансированной и гармоничной; особый шарм придаёт ей расположение в створе Rue Hoche, это позволяет сперва оценить здание в перспективе, а потом приблизиться и изучить его отдельные детали.

 

Поскольку симметрию всей округе задаёт Версальский дворец, будет, пожалуй, излишним удивляться тому, как симметрично относительной церкви Нотр-Дам расположен собор Версаля – если взять карту города и сложить её вдвое по центральной Avenue de Paris, то храмы почти что совпадут. Колоссальный собор Сен-Луи возвели в середине XVIII века по проекту, вызывавшему в своё время немало споров. Кое-кто из противников строительства без обиняков говорил, что болотистая почва не выдержит такой крупной постройки, и проблемы с фундаментом действительно преследовали собор очень долго. В результате крупный храм был закончен только почти через сто лет после закладки первого камня. Впрочем, итоги работ следует считать более чем удовлетворительными: храм вышел хоть куда, и смотрится роскошно как снаружи, так и внутри – стиль рококо обязывает уделять огромное внимание оформлению. Так что рекомендую обязательно посетить собор Сен-Луи, о существовании которого большинство приезжающих в Версаль, поди, и не подозревает…

 

Дополнительным стимулом добраться до версальского собора станет наличие рядом с ним ресторанчика "Chez Gaby", который я обязательно должен прорекламировать. Посещение заведения позволяет пообедать в Версале недорого, благо здесь предлагают клиентам полноценный обед из трёх блюд всего за 9 евро! Представляете, оказывается можно недорого пообедать всего за 9 евро в таком наводнённом туристами местечке, как Версаль, получив за эти скромные деньги закуску, основное блюдо и десерт! Напитки, правда, не включены в указанную цену, но всё равно трапеза получается очень недорогой.

 

А всё потому, что во время прогулки по Версалю мы с вами отклонились от протоптанных, хорошо известных туристам путей. Стоит продолжить эту тенденцию, и в окрестностях Rue Royale найдётся множество занятных домишек, аккуратных двориков, пустынных переулков с выбивающейся из-за заборов зеленью. Гулять по этой части городка чертовски приятно, в том числе и потому, что туристов вокруг нема, если кто и попадается, так исключительно местные жители. В доме 14 по Rue Royale мне попалось, кстати, другое отличное местечко, где можно недорого пообедать в Версале, ресторан «La Voltaire». Это заведение с французской кухней предлагает комплексные обеды всего за 11.50 евро, тоже три блюда, и тоже очень выгодно. Эти цены куда приятнее тех, что выставляют заведение в центре города, такие, как, например, "Place d'Armes" на одноимённой площади. Да, вид на Версальский дворец от столиков прилагается, но цены… 5 евро просят тут за ерундовый сэндвич, почти столько же стоит заурядный омлетик, а уж обед влетит в копеечку…

 

Абсолютно та же ситуация с сувенирами: я уже упоминал про лавочку рядом с турофисом и вокзалом «Rive Gauche», где цены запредельные, так вот надо всего лишь отойти маленько в сторону от тургрупповских маршрутов, и цифры ценников волшебным образом уполовинятся. Вот, скажем, по адресу Rue Carnot 45 есть магазин "Civite Royale", где можно купить сувениры из Версаля очень даже дёшево: громадная открытка-панорама обойдётся в 1.20 евро, сувенирный колокольчик с идиллическим пейзажем парка стоит 3.50 евро, стеклянный шарик с макетом дворца внутри идёт по 6.80 евро.

 

Само собой, в округе есть и другие магазины, где можно дёшево купить сувениры из Версаля, но я привожу только те точки, которые попались мне на глаза – не было у меня, знаете ли, цели рыскать по улицам в поисках самых дешёвых сувениров. Могу, впрочем, назвать ещё одно небезынтересное местечко, пусть и не впрямую связанное с сувенирной продукцией, однако позволяющее её приобрести. Это блошиный рынок Версаля, разливающийся по площади, образованной пересечением Rue de la Paroisse и Rue du Marechal Foch. На лотках и прямо на земле разложено множество всякой всячины типа бижутерии и солнцезащитных очков, есть возможность купить диски с французской музыкой, ну и, само собой, одежда тоже присутствовала, причём вроде бы добротная.

 

Тут же, по соседству есть крупный супермаркет "Monoprix", скрывающийся от посторонних глаз стеллажами косметики. Стеллажи эти маскируют подлинное нутро магазина, на самом деле почти целиком отданного продуктам и напиткам – отличный шанс купить воды или сока перед прогулкой по Версальскому парку, можно также последовать примеру местных жителей и запастись багетами-сыром-колбасой-бутылочкой вина для пикника.

 

Есть продуктовый супермаркет и в другой части Версаля, почти рядом с вокзалом "Versailles Chantiers", в доме 47 по на Rue Etats Generaux. К услугам "Franprix" лучше всего обращаться тем, кто рассчитывает совместить посещение Версаля с поездкой в Рамбуйе: запасаешься, стало быть, едой перед тем как сесть в электричку, и перекусываешь на ходу, если времени на полноценный обед не нашлось. Во дворец Рамбуйе ведь вход ограничен, и опоздавшие на очередной сеанс могут только локти кусать в досаде. Так что давайте попробуем добраться из Версаля в Рамбуйе, чтобы увидеть тамошний замок-дворец…

Посмотреть фото Версаля...      

 Вернуться на главную страницу... 

Рейтинг@Mail.ru