ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | РАЗНОЕ | КОНТАКТЫ |
|
|
Самостоятельное путешествие в Италию позволило мне осмотреть достопримечательности Павии, увидеть мост Коперто, собор и университет, выяснить, где можно поесть в Павии, добраться из Милана до Генуи; хотите знать больше - читайте рассказ про самостоятельное путешествие по Ломбардии
Назначив поездку по Лигурии на осень, я рассчитывал, что осень будет итальянская: ласковое солнышко, приятный морской бриз, клумбы в цветах и так далее. По моим прикидкам, погода на итальянской Ривьере должна была порадовать температурой под +20 - то, что нужно для комфортного пребывания, разве что купаться нельзя.
Осознание, того, что дела идут как-то не так, настигло меня ещё в Милане, когда сгустившийся туман не позволял с одной стороны площади Дуомо увидеть собор на другой стороне. А собор ведь штука крупная…
Я был просто вне себя, потому как собирался увезти домой множество миланских фотографий: в прошлый визит вышла из строя флэшка, и всё, что я тогда наснимал, пропало втуне. И вот снова облом…
Будущее теперь представлялось весьма туманным, хотя надежды на то, что Лигурия будет более гостеприимной, чем Ломбардия, тогда ещё не умерли. Умирать они стали по дороге, когда на вокзале Milano Centrale телевизор продемонстрировал мне картины стихийных бедствий от захлестнувших север Италии ливней и оползней. Потом я увидел прогноз погоды в местной газете и понял, что поездка по итальянской Ривьере лёгкой не выйдет…
Учитывая, что весь день над нужным мне регионом бушевала непогода, не было смысла туда торопиться. Чтобы добраться поездом из Милана до Генуи, требуется чуть больше полутора часов на электричке, и ехать напрямую, чтобы поскорее нырнуть из тумана под ливень я отказался. Взамен у меня возник план сделать по дороге остановку и навестить Павию, небезынтересный город с интересной историей. Так путешествие в Лигурию дополнилось уголком Ломбардии…
Основали Павию ещё в античные времена, тогда она называлась Тицинум. Вплоть до самого распада римской империи городок ничем не выделялся среди множества других, и не было бы счастья, да несчастье помогло: в ходе борьбы между варварскими племенами и римлянами, которых впоследствии сменили византийцы, стратегическое значение Тицинума резко возросло, хотя его жителям было от этого не легче, так как сражавшиеся армии не раз подвергали округу разорению. Зато когда на север Италии вторглись племена лангобардов, их король сделал Тицинум своей столицей и дал ему новое имя. Его почин поддержал Карл Великий, он тоже оценил город по достоинству, короновался в нём и решил, что свежеоснованное Итальянское королевство будет иметь столицей Павию. Отметился в этих краях и Фридрих Барбаросса, тоже выдающаяся фигура средневековья. Император, долго и упорно воевавший на севере Италии, также принял корону в Павии, рассматривал её как важный опорный пункт своей власти и собирал под её защитой войска. Дело в том, что город старательно боролся за гегемонию над Ломбардией с Миланом и всякий, кто миланцам досаждал, считался здесь другом. Неравное противостояние закончилось в 1369 году, когда Павия подчинилась герцогам Висконти. Последний раз её имя упоминалось в контексте важных событий в 1525 году, когда французская армия короля Франциска I была наголову разбита испанцами, а сам монарх попал в плен. С тех пор значение Павии, перешедшей под власть Габсбургов, неуклонно падало. Сейчас это сравнительно небольшой населённый пункт, число его жителей не дотягивает до ста тысяч человек – куда уж тягаться с Миланом и его полутора миллионами населения. Зато многие достопримечательности Павии куда старше большинства миланских…
Сразу после прибытия поезда, следовавшего из Милана в Геную, я обнаружил, что камеры хранения, увы, на вокзале Павии нет, как, впрочем, и на большинстве итальянских станций. Вообще, сам вокзал произвёл на меня не лучшее впечатление – размером он невелик, мест для ожидания мало, если уж придётся ждать поезда, лучше уже пойти в кафе, что с левой стороны от главного входа, и усесться там за чашечкой кофе.
Отчасти недостатки вокзала компенсировал общественный транспорт Павии, удобный и очень полезный. Автобусы, как я убедился, ходят точно по расписанию, билеты стоят не так уж дорого, 1.30 евро, правда, этот тариф действителен только в пределах городской черты, поездки за город обойдутся дороже. Тем, кто готов изучать достопримечательности Павии плотно, наверняка оценят дневной проездной стоимостью 3.60 евро; все виды билетов нужно компостировать сразу при входе в транспорт, многоразовую карточку достаточно будет отметить один раз. Для туристов наиболее важны те десять линий, которые обозначены римскими цифрами и пронизывают весь город: автобусы Павии с латинскими буквами на борту интересны главным образом студентам местного университета, соединяя учебные корпуса с общежитиями.
Наиболее раскованные гости Павии могут также перемещаться по городу на велосипедах. Программу аренды местные власти запустили недавно, последовав примеру многих итальянских мегаполисов. Чтобы взять велосипед напрокат, нужно явиться по адресу Viale Resistenza 3, зарегистрироваться и заплатить годовой взнос в размере 10 евро, получив взамен магнитную карточку. Её свежеиспечённый владелец может сразу воспользоваться услугами станций проката, причём за первый час аренды ему платить не придётся, тогда как второй обойдётся ему в 1 евро, третий час и все последующие будут стоить по 2 евро. Если подойти к вопросу должным образом, появится возможность кататься весь день на халяву и посмотреть не только те достопримечательности Павии, что сосредоточены в историческом центре, но и многие объекты за городом.
Поскольку визит вышел спонтанным, требовалось срочно узнать, что можно посмотреть в Павии. Соответственно, навестить туристический офис было просто необходимо, в таких местах обычно получаешь массу полезных сведений. Вот и тут мне удалось взять информационные буклеты и подробную карту местности, на которой отображены все достопримечательности Павии.
Контора находится на Piazza della Vittoria, приятной во всех отношениях площади. Её ансамбль начал складываться в незапамятные времена, фактически она является живым наследием античности: распланированные римлянами города всегда строились по одной схеме, и Piazza Victoria образовалась на пересечении двух улиц Декумана и Кардо, двух важнейших магистралей любого римского лагеря. Став политическим и торговым центром Павии, площадь обзавелась множеством домов с аркадами. Большинство построек скрывают, как и встарь, за чередой колонн магазинные витрины.
Чего явно не хватает на Piazza Victoria, так это крупного храма из тех, что украшают центр многих городов Италии. Собор в Павии есть, но стоит он поодаль, двумя кварталами южнее. Поскольку здание стиснуто соседними постройками, его сложно оценить по достоинству, а ведь тамошние размеры под стать собору святого Петра в Риме или Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. И это ещё сокращённая версия храма, первоначальный замысел определённо страдал гигантоманией. Мало того, главная достопримечательности Павии ещё и недостроена, будь собор полностью облицован мрамором, как хотели горожане, он смотрелся бы поистине замечательно. А так колосс выглядит каким-то полуразрушенным, запущенным…
Следующим объектом, из тех что можно посмотреть в Павии, стал для меня известный мост Коперто, переброшенный через реку Тичино давным-давно. Он фактически считается символом города и к этому есть все основания, судя по внешнему виду конструкции. Увы, изучив взятые в турофисе буклеты про достопримечательности Павии, я узнал, что мост построен совсем недавно, и вся его живописность обусловлена ловкой подделкой под старину – разрушения, полученные переправой во время Второй Мировой войны оказались, как говорят, «несовместимы с жизнью»… Впрочем, послевоенная перестройка стала всего лишь очередным звеном в цепи себе подобных: сперва мост Коперто построили римляне, потом возникла средневековая версия, вот и до новодела дошло. К счастью, современные строители додумались сохранить характерный арочный стиль моста, и тот на снимках выходит вполне презентабельно…
Прогулку по набережной Тичино я бы с удовольствием растянул надолго, кабы не туман. Пейзажи мне показались заслуживающими внимания, и тем, кому повезёт с погодой больше, чем мне, настоятельно советую выделить побольше времени на украшенные деревьями и клумбами берега реки. Мне же пришлось свернуться раньше времени, потому что любоваться природными красотами сквозь белую пелену было совсем не комильфо.
Углубившись опять в застройку, я по карте быстро добрался до следующей достопримечательности Павии, базилика Сан-Микеле. Её аскетический внешний вид не должен смущать наблюдателя, ведь перед ним предстаёт ценнейший памятник романской архитектуры. Здание заложили ещё в ту эпоху, когда северной Италией правили лангобарды, возведение тех стен, что простояли до наших дней, началось позже, где-то в конце XI века. Учёные до сих спорят, к какому времени относятся фигуры зверей и полустёршиеся орнаменты, отчётливо заметные на плитах фасада; точно известно, что речь идёт про раннее средневековье. Оценив наружность храма, стоит зайти внутрь, ведь под сводами базилики собранные важнейшие произведения религиозного искусства. Лично мне запомнились фрагменты старинных фресок, оставшихся в стенных нишах – сколько лет прошло, а они всё ещё хорошо различимы.
Характерной приметой Павии являются старинные башни, похожие на те, что стоят в Болонье и Сан-Джиминьяно. Доминанты служат неплохой иллюстрацией того, как выглядела средневековая архитектура. Постройку подобных сооружений могли себе позволить только богатые, процветающие семейства, и когда-то в Павии стояли десятки башен. От того изобилия осталось немного, пяток наиболее интересных собран в районе Piazza della Posta. Все конструкции относятся к периоду XI-XII веков, это настоящие памятники прошлого. Также во время экскурсии по Павии стоит обратить внимание на остовы других башен, фактически слившихся с застройкой – нет-нет, да и попадётся среди домов какой-нибудь обрубок из тех, кому не повезло…
В том же районе очень красиво смотрится дворец Меццобарба, он из тех объектов, что можно посмотреть в Павии. Ансамбль, выдержанный в стиле ломбардского барокко, выстроил специально приглашённый архитектор Джованни Венерони; богатый род Меццобарба мог себе позволить любые расходы. Многие специалисты считают здание, возведённое в 1730-х годах, лучшим дворцом по всей северной Италии. Глядя на дворцовый фасад, трудно с этим утверждением спорить, так как весь облик гармоничен. Хорош замысел, безукоризненно исполнение, более чем уместен богатый декор, и в целом дворец Меццобарба нужно признать шедевром зодчества.
Гуляя по городу, нельзя пройти мимо университета, одного из старейших и уважаемых ВУЗов Европы – датой его основания историки называют 1361 год. Открыть в Павии университет решили представители могущественного рода Висконти, когда прибрав к рукам новые земли соображали, как бы расположить к себе подвластное население. Одной из мер по приручению обретённых подданных стало формирование важнейших структур средневекового образования: это сейчас в одной только Москве университеты можно считать чуть ли не сотнями, а тогда высокое звание так просто не давали. Павия благодаря патерналистским устремлениям Висконти вошла в круг избранных, встав рядом с Париже и Болоньей.
Первоначальный комплекс зданий не уцелел, в XIX веке австрийцы, ставшие после Венского конгресса хозяевами Италии, разрушили средневековые постройки и выстроили взамен них новые. Получился, если честно, неплохой ансамбль, и корпуса неоклассического вида смотрятся очень импозантно. Добавляет солидности университетскому комплексу обилие декора, античных статуй и других элементов оформления.
Список мест, что можно посмотреть в Павии, был бы явно неполон без городской цитадели. Крепость возвели в 1360-х годах по распоряжению герцога Галеаццо Висконти, и она сразу стала опорным пунктом миланской власти; если университет был пряником, то замок Павии кнутом. Впоследствии комплекс утратил всякое военное значение, тогда его превратили сперва в резиденцию местных правителей, а потом в художественную галерею, где теперь постоянно проходят различные выставки.
Уже на обратном пути в сторону вокзала выяснилось, что достопримечательности Павии далеко не исчерпаны: церковь Санта-Мария дель Кармине очень меня порадовала. Она оформлена в готическом стиле, причём готика не такая, как во Франции или Германии, и к тому же зрелая, развитая. Выстроили здание в конце XIV – первой половине XV века, и оттого облик церкви носит явно заметные следы романского влияния. Они представлены в первую очередь тонкими башенками, заставляющими вспомнить про крышу миланского собора; думая, тут сказались традиции зодчества Ломбардии. Что ещё можно сказать про храм, так это рекомендовать зайти внутрь него, дабы осмотреть уникальные фрески, многим из которых больше 500 лет.
Пора поднять тему, где можно поесть в Павии. Лично мне на глаза попалось немало точек общепита, из общей массы я хотел бы выделить три места. Во-первых, стоит отметить расположенный на Piazza del Duomo ресторанчик "Regisole", всегда готовый попотчевать посетителей недорогой пиццей; всего за три с половиной евро клиенту дадут громадный ломоть этого типичного для Италии блюда. Есть также возможность подкрепиться более существенно, однако тогда о дешевизне придётся забыть: овощной салат типа «цезарь» стоит 9 евро, мясо с овощами идёт по вдвое большей цене. В любом случае за обед с видом на собор Павии стоит заплатить…
Во-вторых, мне понравилось кафе "Moderno" по адресу Corso Cavour, 40. Оно, если верить рекламе, работает аж с 1937 года и за столько времени её персонал определённо наловчился готовить и кофе, и мороженое. Будь на дворе лето, не миновать мне знакомства с экзотическими сортами холодного лакомства, коих насчитывается примерно три десятка. А так пришлось ограничиться чашечкой кофе.
В-третьих, стоит заглянуть в кафе "Torta Vigoni", тоже заведение с богатыми традициями. Оно даже старше предыдущего, так как основано в 1878 году. Значительную часть ассортимента составляет разная выпечка, и если взять тарталетки с мясом, стоящие 2 евро, то удастся плотно подзакусить за небольшие деньги. Адрес кафешки такой: Corso Strada Nuova, 110.
В список мест, где можно недорого поесть в Павии, надо также добавить булочную "Focacce dolci", это тоже Corso Strada Nuova, только дом 132. Меня туда завлекли дивные запахи свежей сдобы, и я не удержался, купил за 2 с небольшим евро маковый рулет, который потом с аппетитом уплёл вечером в генуэзской гостинице под чаёк. И очень, помнится, сожалел, что не взял заодно пару мягоньких, свежайших багетов, потому что батон, купленный ближе к вечеру в супермаркете, оказался заурядным, обычным и не очень-то вкусным…
Место, где можно в Павии купить продукты, обнаружилось на Via Matteotti, в доме 83. Найти супермаркет в итальянских городах обычно сложно, и такую удачу нельзя было упускать. Конечно, "Carrefour Express" нельзя сравнить с обычным комплексом сети "Carrefour", где продаются помимо еды также промтовары и одежда, однако скромный ассортимент не помешал мне купить всё, что нужно, и притом за небольшие деньги. Скажем, литр сока стоил 0.79 евроцента, полукилограммовая упаковка салата «оливье» обошлась мне в 2.50 евро, и вообще цены на продукты в сети "Carrefour" куда ниже, чем с в среднем по Италии.
Если магазин, где можно в Павии купить продукты, нашёлся, то с сувенирами у меня не сложилось. Я честно осматривал витрины на Corso Strada Nuova и Corso Cavour, то есть в тех местах, где лучше всего вести шоппинг в Павии, но так и смог нигде купить сувениры. Одежда, обуви и аксессуары производства Италии продавались буквально на каждом шагу, а вожделенных магнитиков не было, хоть тресни. В одном месте я почти ухватил удачу за хвост, когда заметил на стеллажах магазина "Luaroni" тирольские шапочки с перьями, и был почти уверен, что выяснил, где продаются сувениры из Павии, однако оказалось, что это всего лишь магазин шляп. Правда, головные уборы на Corso Strada Nuova предлагались самые разнообразные, от традиционных «стетсонов» до изысканных «борсалино». В остальном местный шоппинг уступает миланскому, здесь цены повыше, и про скидки продавцы как будто и не слышали. Во всяком случае, аутлеты в Павии мне не встретились…
Импровизированная экскурсия по бывшей столице Итальянского королевства вышла продуктивной, хотя из-за клочков тумана мне так и не удалось как следует поснимать достопримечательности Павии: большинство кадров оказались мутными. Однако всё познаётся в сравнении, и пасмурная погода оказалась сущей ерундой по сравнению с тем, что мне выпало в Генуе… |
|
Посмотреть фото Павии... |