Путешествие в Испанию: Мадрид
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА РАЗНОЕ КОНТАКТЫ

Испания

Самостоятельное путешествие в Испанию позволило мне осмотреть достопримечательности Мадрида, церкви и музеи, отдохнуть в мадридских парках, попробовать блюда испанской кухни; хотите знать больше - читайте рассказ про самостоятельное путешествие по Испании

 

После первой поездки по Испании я остался очень доволен Мадридом и пообещал себе, что непременно побываю в испанской столице снова. Так и случилось, причём вскорости… А потом случилось ещё раз… И ещё раз… Более того, устроив в сердце Кастилии базу, я смог увидеть также и городки вокруг Мадрида – Толедо, Авилу, Сеговию, Эскориал, Аранхуэс и другие. Сводный текст про совершённые мной самостоятельные путешествия в Испанию нынче предлагается вниманию почтеннейшей публики. Первым номером пойдёт рассказ про достопримечательности Мадрида, а там и остальные «кастильцы» подтянутся…

 

В отличие от первого путешествия, когда меня довёз до Мадрида автобус из Сарагосы, все остальные визиты начинались для меня с перелёта, Перелёты были из Праги, Амстердама, Парижа, ведь напрямую от Санкт-Петербурга в Мадрид никто не летает, и вообще рейсы из России малоинтересны по причине высокой цены. Почему-то «Czech airlines» регулярно выдаёт цены в районе 8000 рублей за рейсы Петербург-Мадрид с пересадкой в Праге, тогда как «Аэрофлот», многими называемый «нацпер» от «национальный перевозчик», ничем подобным своих клиентов не балует. Вот и приходится лететь с пересадками, хотя лично меня они ничуть не смущают: я сразу иду в бизнес-ложу и там неплохо провожу время между полётами.

 

Не смущают меня и пересадки, необходимые чтобы добраться из аэропорта Барахас до центра Мадрида: до поры до времени лучшим вариантом проделать этот путь было метро, ведь линия 8 за четверть часа привозит бывшего авиапассажира на станцию «Nuevos Ministerios», а это крупный хаб, где сходятся сразу несколько веток подземки и пригородные электрички тоже делают остановку. Билет очень долго стоил всего 2.5 евро, одна монета собственно за проезд и ещё полторы служили доплатой за поездку в аэропорт. Однако с 2012 года власти испанской столицы увеличили доплату, и теперь проезд на метро стоит 4.5 евро. При таком раскладе выпятились все бывшие дотоле незаметными неудобства пересадки: подземные переходы станции «Nuevos Ministerios» требуют идти по 8-10 минут пешком, чтобы сменить ветку из аэропорта на другую.

 

Что интересно, доплата требуется только за аэропортовские станции, тогда как жители расположенного между ними городка Barajas оплачивают проезд по стандартному городскому тарифу. Иными словами, проехав остановку «Aeropuerto T1-T2-T3», можно не доезжая «Aeropuerto T4» выйти и затем пройти пешком – любители экономных путешествий смогут так подсократить свои расходы. Также доступен вариант прогулки от группы терминалов 1-3 до станции метро «Alameda de Osuna» линии 5; там идти где-то минут двадцать. Такой поход позволит доехать до центра Мадрида за 1.50 евро, стоимость обычного билета на транспорт.

 

Только зачем ходить пешком, добраться из аэропорта Барахас до Мадрида за те же полтора евро можно городским автобусом, что доставляет пассажиров прямо на автовокзал «Avenida de America» - там, к слову, есть автоматические камеры хранения, что удобно, когда человек в Мадриде транзитом и желает погулять по городу до вечера. Проезд на автобусе маршрута 200 стоит полтора евро, поездка займёт примерно минут сорок или чуть больше, смотря по обстановке на скоростном шоссе, куда линия выворачивается сразу после расставания с Барахасом.

 

Упомяну также про станцию междугородных автобусов непосредственно в аэропорту, и уехать в другие города Испании из Барахаса на них потому проще простого…

 

С недавних пор на вопрос, как добраться из аэропорта Барахас до Мадрида, появился ещё один ответ: на пригородной электричке системы «Cercanias». Запустили этот проект пару лет назад, и теперь с помощью поездов можно быстренько попасть на вокзалы «Atocha» и «Chamartin» без пересадки, плюс также стоит помнить про автобусный вокзал «Mendez Alavro» - линия С1 проходит через все эти станции. Это способ добраться из аэропорта Барахас хорош своей быстротой - поездка в центр Мадрида займёт не больше 15 минут, и ценой – 2.40 евро против 5 евро, что требуются с недавних пор за метро. Стоит также помнить, что обладателям билетов на скоростные поезда железных дорог Испании разрешён бесплатный проезд на электричках «Cercanias» из аэропорта до того мадридского вокзала, где у них запланирована пересадка. В минусы электрички как средства попасть в центр Мадрида надо записать неудобное расписание, всего по 2 рейса в час, в 28 и 58 минут, а тот факт, что отправление осуществляется только из терминала 4, ещё больше портит дело. Оно, конечно, терминалы аэропорта Барахас связаны бесплатным автобусом, но переезд тоже потребует времени, таскания вещей и т.п.

 

Обрисовав способы добраться из аэропорта Барахас до Мадрида, скажу, что надо рассматривать варианты применительно к своей цели: в один район удобнее ехать так, в другой этак. Лично я чаще всего пользовался метро, так как моя любимая гостиница «Gran Atlanta» на Calle Comandante Zorita стоит в паре шагов от переходы станции «Nuevos Ministerios», так что приехав из аэропорта, я просто бросаю там вещи и отправляюсь гулять по городу. Однако в последний приезд я был буквально скандализован условиями размещения: храп постояльца по соседству оказался слышен со всеми руладами и переливами. Так что в очередной вояж я возобновил знакомство с отелем «Avant Torrejon», что в пригороде Мадрида. Мне как-то довелось там остановиться, когда прилетев поздно, я рассчитывал переночевать и с утра отправиться автобусом в Кордову. По спецпредложению отель стоит 43 евро за двоих, и это за комнату с кондиционером и обильный завтрак при этом включён в цену. Гостиница находится в 10 минутах пешком от станции «Torrejon de Ardos», и хотя дорога до центра Мадрида занимает в общей сложности почти час, низкая цена проживания сглаживает этот недостаток. Опять-таки, «Avant Torrejon» предоставляет бесплатный трансфер из Барахаса и обратно, но особенно удобно там останавливаться путешествующим на машине: налицо бесплатный паркинг, и рядом выезд на скоростное шоссе.

 

Да, конечно, при желании за примерно те же деньги можно поселиться и в центре Мадрида, хоть возле площади Пуэрто дель Соль, вот только доступные варианты будут однозначно хосталами, а это значит здание старой постройки, душ и туалет на этаже, кондиционера нет, звукоизоляции никакой и толпы буйной молодёжи, обычный контингент такого рода мест. Вдобавок, рядом вполне может быть ночной клуб с гулянками и буханьем музыки до утра, я уж не говорю про стоимость парковки в центре Мадрида. Словом, рассматривать вопросы проживания надо в комплексе, и не сбрасывать со счетов ближайшие пригороды испанской столицы. Например, по моим прикидкам, хорошая гостиница где-нибудь в городках Парла или Леганес обойдётся в 40-50 евро, против 70-80 за отели центральных районов; стоит также держать на прицеле кварталы возле вокзала «Chamartin», где и транспортное сообщение хорошее, и цены на проживание невысокие. На мой взгляд, лучше потратить больше времени на дорогу в центр Мадрида, чем мучиться из-за шумных соседей или отсутствия кондиционера…

 

Чтобы закончить с практическими вопросами и начать прогулку по столице Испании, скажу пару слов про «Madrid Card». Музейная карточка Мадрида существенно облегчает жизнь путешественникам, однако её высокая стоимость не позволяет нынче однозначно рекомендовать её использование: несколько лет назад я с радостью пользовался «Madrid Card», теперь не стал бы, скорее всего, её брать. В конце концов, основные достопримечательности Мадрида я уже видел, а для прогулок по городу и выездов за его пределы карточка не нужна.

 

Если всё же карточка Мадрида понадобится, купить «Madrid Card» можно в туристических офисах, например, в головной конторе на Plaza Mayor. Там есть бесплатный Интернет, по 15 минут на человека, но всё-таки есть, там записывают на всякого рода экскурсии, там помогают найти жильё, там, наконец, запущена интерактивная система знакомства с городом. Туда, кстати, мы сейчас и отправимся, чтобы начать осматривать достопримечательности Мадрида. Пусть официально главной площадью считается Пуэрта дель Соль, и там стоит мадридский символ, медведь, лопающий землянику, но лично для меня испанскую столицу олицетворяет всё же Плаза Майор. Её выспренная архитектура как нельзя лучше демонстрирует нравы Мадрида, заносчивого и гордого. А всё потому, что вплоть до конца XI века нашей эры про него, можно сказать, никто и слыхом не слыхивал: будущий центр Испании сформировался вокруг арабской крепости Маджирит, и тогда, в самом начале Реконкисты, представлял собой крохотное поселение, уступавшее по всем статьям близлежащему Толедо. Даже после того как христиане в 1083 году отвоевали часть Кастилии, в судьбе Мадрида мало что поменялось, так как столица вечно переезжала вместе с королевским дворцом, а тот то болтался в Вальядолиде, то в Бургосе. Официально столичные функции отдал городу испанский король Филипп II, и случилось это событие в 1561 году.

 

Злопыхатели, скажем, из Каталонии или те же обделённые бургосцы, непременно сказали бы что-то вроде «из грязи в князи», и были бы, в общем, правы. Вот и Plaza Mayor вышла «в князи», начав свою «карьеру» рынком, да ещё и за чертой исторического центра, вне городской стены. Только потом её повысили в статусе, избрав местом проведения торжественных мероприятий типа праздников, корриды и казней; перестройку всего ансамбля выполнили по приказу короля Филиппа III. Свой пафосный вид площадь обрела много лет спустя, после того как почти половину XIX столетия её преображали, объединив все дома единым стилем и создав тем самым правильный прямоугольник из однотипных зданий. Сейчас Плаза Майор производит сильное впечатление на туристов и к тому же служит популярным местом встреч у местных жителей, так что можно убить сразу двух зайцев одним выстрелом – и на архитектуру Мадрида поглазеть, и на самих мадриленьо…

 

С площади выходит сразу девять улиц, по одной из них можно выйти к площади Puerto del Sol, где сфотографировать памятник с медведем и земляникой; подобного рода фотосессия практически обязательный пункт в программе каждого уважающего себя туриста. Другое дело, что на Пуэрта дель Соль систематически проводятся всякого рода митинги протеста и манифестации, так что фотографирование может быть серьёзно затруднено.

 

От площади улица Calle de Arenal выводит к другой значимой достопримечательности Мадрида, Королевскому дворцу. Его построенный в XVIII веке ансамбль нынче не используется для проживания испанского монарха, однако по-прежнему носит статус официальной резиденции, и потому вход для туристов периодически закрывают на время проведения церемоний. Между тем, познакомиться с дворцовыми интерьерами определённо следует, ведь рядовому путешественнику нечасто выпадает шанс посетить настоящий, действующий дворец настоящего короля.

 

И если снаружи Королевский дворец Мадрида выглядит довольно строго и не оставляет в памяти впечатление яркой постройки, то вычурность украшений внутри вполне компенсирует их отсутствие снаружи. А что удивительного, если в работе над оформлением принимали участие такие выдающиеся мастера, как Гойя и Веласкес, ну и вообще подданные короля постарались на славу.

 

Почти вплотную ко дворцу стоит впечатляющий собор Альмудена, тоже богато декорированный внутри, и прибавляющий к этой роскоши интерьеров также и роскошную наружность. Завести кафедральный собор жители Мадрида хотели давно, подобные планы уходят аж в XVI век, и мешало им осуществиться только отсутствие собственной епархии – епископы Толедо отнюдь не горели желанием ограничивать свои полномочия. Только в последней четверти девятнадцатого столетия Мадриду была дарована собственная епископская кафедра, и строительство, наконец, стартовало. Вот только иллюстрации поговорки про «медленно запрягают, да быстро ездят» не вышло: работы затянулись и потребовалось почти сто лет, прежде чем кафедральный собор Альмудена получил окончательный вид. Примечательно, что замышляли его неоготическим, а выстроили в стиле неоклассицизма, под стать дворцу.

 

Сбоку от этих двух построек расположилась приятная площадь самого благородного вида. В центре Plaza de Oriente, как называется этот уголок Мадрида, установлен конный памятник Филиппу IV, а вокруг неё стоят фигуры самых известных королей Испании, по большей части в рыцарском облачении.

 

С другой стороны ко дворцовому ансамблю примыкают сады Сабатини, отличное место для отдыха после экскурсии по Королевскому дворцу. На территории в два с половиной гектара раньше находились конюшни, надобность в которых отпала после начала эпохи автомобилизма. Освободившееся пространство отдали специалистам по садовому искусству, и получившийся парк оправдал все ожидания. Его тенистые аллеи с фонтанами, скульптурами и подстриженными кустами необычайно радуют глаз.

 

Выйдя из садов Сабатини из дальние от дворца ворота попадаешь на площадь Испании, главное украшение которой, памятник Сервантесу, вечно облеплен туристами; особенно стараются почему-то японцы. До самого писателя, восседающего на верхушке монумента, им не добраться, но Дон Кихот и Санчо Панса обычно облеплены азиатскими телами – сколько раз был рядом, столько раз эту картину видел.

 

Идея увековечить творчество Сервантеса родилась больше ста лет назад, но реализовали её только в начале 1930-х годов, примерно в то же время, когда окончательный облик получил знаменитый проспект Гран-Виа, одна из оживлённейших артерий Мадрида. В переводе с испанского её название означает «большой путь», и путь действительно большой – без малого полтора километра. Прокладка Гран Виа началась в середине XIX века, по ходу перестройки исторического центра. Чтобы разгрузить его узкие улочки, потребовались кардинальные меры, и широкий проспект стал их главным воплощением. Финальный облик Гран-Виа обрёл уже в XX веке, с появлением многоэтажных зданий; эти высотки во время Гражданской войны франкисты, обстреливавшие столицу, использовали для прицеливания, и прозвище «гаубичная аллея», данное острыми на язык мадриленьо, горьким юмором подчёркивает этот печальный факт.

 

Сейчас Гран-Виа – довольно мирное место, куда люди приходят развлечься и перекусить, благо рестораны, кафешки, кинотеатры заполняют проспект пёстрой «толпой», перемежаясь с отелями, офисными зданиями, магазинами и клубами. Вычурная архитектура зданий формирует уникальный ансамбль, и гулять по Гран-Виа приятно по всех смыслах: если уж не пить и гулять сюда пришёл, то уж поснимать виды нужно обязательно.

 

Восточная оконечность проспекта упирается в площадь Кибелы, украшенную впечатляющим памятником этой богине. С чего вдруг жители Мадрида воспылали любовью к представительнице языческого пантеона, неясно даже историкам, но горожане именно тут празднуют победы мадридского «Реала» - а это многое значит. В начале XXI века поводов для празднования было хоть отбавляй, и фигура богини, восседающей посреди фонтана в запряжённой львами колеснице, начала постепенно разрушаться – по традиции игроки залезают на памятник, приветствуя оттуда болельщиков. Как следствие, теперь лишь капитан команды имеет право забраться в колесницу; впрочем, в сезоне 2012-2013 годов забраться в колесницу «сливочным» так и не довелось, и это неудивительно при таком тренере и таком руководстве…

 

Из окружающих Plaza de la Cibeles зданий выделяется громадный дворец связи, выглядящий под стать московским высоткам сталинских времён. А вот виднеющаяся вдалеке триумфальная арка скорее напоминает про сооружения древнего Рима. Эта конструкция украшает собой Puerto de Alcala, одну из самых замечательных площадей испанской столицы. Обустроили её по случаю торжественного въезда короля Карла III в Мадрид, монарх самолично выбрал проект архитектора Франческо Сабатини. В те времена, на дворе был, к слову, 1778 год, ворота де Алькала действительно были воротами в город, и широкие проёмы неоклассической арки, выстроенной из камня и гранита, предназначались для проезда и прохода людей. Только спустя столетие, когда пространство площади перепланировали, транспортные потоки пошли в обход, и постройка оказалась сама по себе. Сейчас она, как и памятник медведю с земляникой, считается за символ Мадрида.

 

Фотографировать арку лучше всего издалека, скажем, с Paseo del Prado – после фотосесси можно отправиться смотреть достопримечательности Мадрида, числящиеся за этим бульваром. В первую очередь речь идёт про знаменитый музей Прадо, хотя и собрание произведений искусства в музее Тиссена-Борнемисы также заслуживает визита.

 

Надо заметить, что облик музея Прадо никак не обещает знакомства с шедеврами, это довольно-таки заурядная постройка; на мой взгляд, раз уж строили здание специально для размещения королевской коллекции живописи, могли бы возвести что-то более презентабельное. Так или иначе, а открытый в 1819 году дворец Прадо всё-таки принял накопленные испанскими королями шедевры, сразу став звездой первой величины в музейном мире. Действительно, один только список самых знаменитых художников, чьи полотна хранятся в музее Прадо, потрясает, ведь в нём и Рубенс, и Дюрер, и Рембрандт, и Пуссен, и Боттичелли, и, разумеется, Гойя. Картины фламандских, голландских, итальянских живописцев заставляют посетителя изумлённо охать и ахать буквально в каждом зале: хотя большинство картин создали в XV-XVII веках, полотна ничуть не утратили своей яркости и насыщенности, не говоря уже про мастерство их создателей.

 

Сложно рекомендовать какие-то конкретные картины, ведь вкусы у всех разные, и всё же некоторые шедевры пропустить никак нельзя. Музей Прадо – это в первую очередь «Маха одетая» и «Маха обнажённая» работы Франциско Гойи, «Даная» Тициана, «Три грации» Рубенса. Мне ещё запомнилось творчество Дюрера, однако его полотна определённо не всем понравятся. А вообще удобно зайти на сайт музея Прадо и составить примерный план прогулки. Лучше даже составить планы нескольких прогулок, потому как картин очень много, и за один присест всё не осилить. Разумно придти в музей Прадо несколько раз, тем более что по вечерам, с 18 до 20 часов вход бесплатный для всех, а по выходным так и вообще с 17 часов не надо платить за билеты – просто приходишь в кассу и берёшь квиток, экономя тем самым 12 евро.

 

Во второй по значимости художественный музей Мадрида, Thyssen-Bornemisza Museum, тоже можно пройти бесплатно, вот только такая возможность есть не каждый день: только в понедельник, и только с 12 до 16 часов – во всяком случае про такую возможность говорит сайт музея. Так-то билет стоит 9 евро, или даже 15 евро, если посетитель желает помимо основной экспозиции увидеть также временные выставки. Взглянуть там есть что даже и без дополнительно устраиваемых просмотров – частная коллекция барона Тиссен-Борнемисса, ставшая основной музея, охватывает европейскую живопись XIII-XX веков и включает полотна таких мастеров, как Гоген, Писсарро, Ван Гог.

 

Более современные произведения можно увидеть в Centro de Arte Reina Sofia на Calle de Santa Isabel, в самом конце Paseo del Prado, поблизости от вокзала Аточа. Вот там так называемое «искусство» авангарда бьёт через край, и кое-кто приходит от этого в восторг. Лично мне там больше всего понравился стеклянный лифт, открывающий по мере подъёма виды на город, и покатушки на нём оказались куда интереснее, чем большинство экспонатов – не будь этих панорам Мадрида вечером, Центр искусств королевы Софии остался у меня в памяти просто потерянным зря временем. Хорошо хоть платить за вход 8 евро не пришлось, поскольку у меня имелась на тот момент «Madrid Card»…

 

В продолжение экскурсии по Мадриду уместно теперь расслабиться на природе; стало быть, нам прямой путь в Королевский ботанический сад, что существует уже больше двух с половиной веков. За это время коллекции флоры расширились от первоначальных 2000 растений до 30000 нынешних. С 1755 по 1781 годы Королевский ботанический сад находился в другом месте, нынешнюю территорию в 8 гектаров он занял по распоряжению короля Карлоса III. Площадь сада занята множество деревьев и цветов со всех континентов, гулять там чертовски приятно.

 

Не менее приятно гулять и по парку Ретиро – он и старше, и больше. Местность к востоку от центра Мадрида начали обустраивать во второй половине XVI века, для превращения территории в жемчужину садово-паркового искусства испанцы пригласили из Италии Бернардо Буонталенти, сделавшего себе имя работой во флорентийских садах Питти. Долгое время вход в парк был разрешён исключительно приближённым короля, но с течением времени ограничения ослабли, и теперь аллеи Ретиро являются любимым местом отдыха горожан, да и туристы, привлечённые красивейшими пейзажами, с удовольствием проводят тут свободное время. Памятник, фонтаны, розарий, озеро, по которому можно покататься на арендованной лодке – вот какие радости жизни ждут гостей парка… Особенно хорош Хрустальный дворец, оригинальная постройка из стекла и металла: она находится на берегу озера и в спокойную погоду перед изумлёнными людьми предстают как бы два дворца… На самом-то деле это никакой не дворец, а просто оранжерея, возведённая в последней четверти XIX века для размещения экзотических растений.

 

Основные достопримечательности Мадрида мы посмотрели, пора взяться за второстепенные. Но для порядка надо пару слов сказать про туристический автобус, катающийся по городу – там есть экскурсионное сопровождение на русском языке, и для многих, как мне кажется, подобные поездки могут быть интересны. Билет на 1 день стоит 21 евро, на 2 дня 25 евро, система проезда позволяет выходить на многочисленных остановках и садиться в следующий приехавший автобус; заезды проходят каждые 15-20 минут. С помощью туристического автобусы реально увидеть все наиболее интересные объекты испанской столицы безо всяких усилий. Ну то есть в первый день после приезда покататься, а потом уже приступать к детальному осмотру достопримечательностей Мадрида.

 

Начать можно, к примеру, с расположенной чуть южнее парка Ретиро базилики Нуэстра-Сеньора де Аточа. Жизнь этой монументальной постройке дал основанный в XVI веке доминиканский монастырь. Ему покровительствовал сам король, и потому монахи смогли изыскать средства на улучшение храма – его перестроили согласно проекту архитектора Франциско де Мора и пышно оформили интерьеры. К сожалению, культурные ценности, накопленные монастырём, исчезли во время Наполеоновских войн, сама базилика также сильно пострадала, и потребовались колоссальные усилия реставраторов, чтобы привести её в надлежащий вид.

 

Это здание расположено на юг от парка Ретиро, тогда как если двинуться на север, то на глаза непременно попадётся другой храм, не менее крупный и не менее известный. Церковь Сан-Иеронимо тоже когда-то принадлежала монастырю, её построили через 39 лет после его основания, в 1503 году. Схожесть двух базилик прослеживается также в их судьбе: французские войска, оккупировавшие Испанию, разграбили Сан-Иеронимо, монахов изгнали и вообще велик себя как дома. Опять-таки, потребовались годы реставрации, на которую ушло больше двух десятилетий, прежде чем церковь снова обрела свойственную ей красоту – её, кстати, выбрали для коронации Хуана Карлоса в 1975 году.

 

От вокзала Аточа в сторону центра идёт длинная Calle Atocha, с её закусочными и магазинами. Нам же надо отойти чуть южнее, на параллельную Calle de Santa Isabel, где стоит церковь Санта-Изабель, законченная в 1655 году, после 16 лет работ. Она предназначалась для августинского монастыря, вот только молитвы монахов ничуть не помогли зданию: строили его так долго, а сгорело всё в момент, и с начала XVIII века стал тянуться очередной этап волокиты, теперь уже с восстановлением. Только к середине столетия внушительных габаритов церковь приобрела, наконец, божеский вид.

 

На самой улице Аточа стоит церковь Санта-Круз, тоже ставшая в своё время жертвой пожара. Храм, возведённый в начале XVII века, простоял ровненько пятьдесят лет, прежде чем исчезнуть в огне. Вторая инкарнация вышла более удачной, церковь простояла целый век, после чего и её сожрало пламя. Нечего и говорить, что третья версию здания пожарные отстоять не смогли, и хотя горожане собрали деньги по подписке на четвёртый, существующий ныне вариант определённо простоит недолго. Как говорится, «рождённый быть повешенным не утонет», и, кажется, судьба церкви Санта-Круз предрешена, вопрос только со временем начала очередного пожара…

 

От фасада храма нужно пройти немного вперёд в сторону площади Майор, но на её территорию не заходить и сразу свернуть влево. Тогда вдалеке замаячит громада церкви Сан-Изидоро, построенной архитектором Педро Санчесом для нужд ордена иезуитов. Дело было в первой четверти XVII века, стиль барокко как раз входил в моду, и новая постройка многих шокировала. Иезуитам, впрочем, новый стиль зодчества понравился, особенно вдохновляла их его пышность – снаружи Сан-Изидоро выглядит очень даже ярко, но куда ярче смотрится его внутреннее убранство. И это ведь только часть того великолепия, что было раньше: во время Гражданской войны церковь частично сгорела, и былые интерьеры удалось восстановить лишь местами.

 

Пройдя от Сан-Изидоро дальше на юг и подавшись влево, гуляющий по Мадриду окажется на Calle de Embajadores, которая его приведёт к церкви Сан-Каэтано, ещё одной пострадавшей от последствий мятежа генерала Франко. Целый век, начиная с 1669 года, строители надрывались, воплощая в жизнь проект Маркоса Лопеса, а вся роскошь оформления барочного храма ушла в небытие за ничтожно малый промежуток времени. Реставраторам 1960-х годов пришлось очень сильно постараться, чтобы восстановить Сан-Каэтано буквально из пепла, так как во время осады франкистами Мадрида здание сгорело практически целиком.

 

Теперь путь экскурсии по Мадриду лежит немного назад, к Plaza de la Cebada и потом на запад по Carrera de San Francisco – она упрётся аккурат в церковь святого Франциска. Считается, что первоначальную версию этой святыни в 1217 году заложил сам Франциск Ассизский. Нынешний вариант храма построили через 543 года, при короле Карлосе III. Тогда большой популярности церковь не снискала, в отличие от нынешних времён: нашёлся меценат, согласившийся вложить собственные средства в оформление интерьеров. На его призыв откликнулись многие выдающиеся личности, включая великого Франциско Гойю. Итогом совместного творчества художников и скульпторов стало в высшей степени незаурядное убранство, и нынче церковь Сан-Франциско – один из немногих в Мадриде храмов, за осмотр которых взимается плата. Более того фактически храм исполняет роль национального пантеона, служа местом захоронения видных деятелей испанской политики и культуры.

 

Совершив второй, расширенный поход по центру города и осмотрев достопримечательности Мадрида, пора задуматься насчёт питания. В таком крупном городе, конечно, полным-полно точек общепита, вот только подходить к выбору заведений надо с умом. Лучше всего искать, где недорого поесть в Мадриде, на Calle Atocha и Gran Via – там есть варианты на любой вкус и кошелёк. Могу от себя порекомендовать пару местечек; например, в доме 118 по Аточе есть закусочная «Atocha», и там за комплект из салата, паэльи и напитка берут 9 евро, вполне по-божески. Также недорого поесть в Мадриде позволяет кафе «Don Galo», это дом 16 по той же улиц; за обед из трёх блюд надо отдать порядка 12 евро, чуть выше средних цен, зато в почти самом центре города.

 

У Гран-Виа свои секреты, и зная их недорого поесть можно так, что едва-едва не лопаешься: заведение «All U can eat» в доме 45 организует «шведский стол» из мяса разных сортов, салатов, пиццы – заплатившие 9.95 евро, метут еду со столов только так. Жаль только напитки надо оплачивать отдельно, а то была бы совсем благодать.

 

И буквально рядом, с доме 43 по Gran Via есть кафе «Vips» - там предлагают подкрепиться совсем за гроши, потому как готовые сэндвичи с ветчиной стоят полтора евро, а большие композиции из хамона и всяких овощей идут по 4 евро.

 

Вообще, цены на питание в испанской столице сильно зависят от класса заведения. Пафосные рестораны в центре дерут с клиента ого-го как, но небольшие, часто семейные кафешки готовы предложить сносные условия. Желающие недорого поесть в Мадриде должны рассчитывать на такие цены: закусочки-тапас идут по 3.50 евро, кофе примерно полтора евро за чашечку, багеты не из магазина, а из частной булочной стоят 70 евроцентов, за свежеиспечённый хлеб обычно просят около евро. Супермаркеты продают всю хлебобулочную продукцию существенно дешевле, вот только приветливая атмосфера маленьких пекарен там отсутствует напрочь, ну и багеты отнюдь не пышут жаром, не говоря уже про хруст корочки…

 

Напротив, продукты типа сока или готовых салатов я советую покупать именно в супермаркетах, так как мелкие магазинчики всегда торгуют с наценкой; их часто держат выходцы из Азии, так что приятного общения а-ля традиционная «panaderia» не получится. Конечно, продуктовые лавочки встречаются в центре Мадрида куда чаще крупных магазинов, однако кто ищет, тот и обрящет; мы, например, обнаружили отличный «Lidl» аккурат на тылах парка Ретиро, по адресу Calle Narciso Serra 13 – обнаружили и воспользовались им. В самом деле, когда отличный испанский сыр стоит чуть больше 2 евро за упаковку, а бутылочка молодого вина идёт по 1.19 евро, грех не купить всё это и не устроить пикничок…

 

Вопрос, где купить сувениры в Мадриде, тоже актуален. Лично мне больше всего приглянулись конторы на Calle Arenal de Madrid – там мало того что цены низкие, так ещё и скидки за опт предоставляются. Например, пока если красивая ложечка стоит 3 евро, 6 штук можно купить за 15 монет. Аналогично, открытки с видами Мадрида стоят по отдельности 20 евроцентов, но комплект из 4 открыток обойдётся в пол-евро. Это цифры я привожу по итогам визита в магазин «Madrid gifts», в доме 95 – веера, домики в испанском стиле, тарелочки с видами достопримечательностей, магнитики и прочая сувенирная продукция, которую обычно привозят из путешествий в подарок родственникам и знакомым представлена на его полках более чем изобильно. Фактически, один заход – и вопрос, где купить сувениры в Мадриде, полностью закрыт.

 

Любителям всего незаурядного стоит также порыскать по местным рынкам, например, заглянуть на рынок Сан-Мигель, что поблизости от Королевского дворца. Это традиционное место торговли, где продают главным образом продукты и, конечно, торгуют знаменитым хамоном. Уж этого добра в Мадриде полным-полно, я неоднократно натыкался на заманчивые вывески «Museo de Jamon» - они оказывались просто хамонными магазинами, правда, с широким ассортиментом, представляющем сорта из разных уголков Испании. Ведь кухня и кулинарные традиции на Иберийском полуострове серьёзно различаются от региона к региону, и порой перебираясь из одного города в другой, вроде бы близкорасположенный, сталкиваешься с другими блюдами, другой архитектурой, другими произношением. Даже в Кастилии, где эта особенность Испании сильно нивелирована, особенности разных местностей всё равно налицо, в чём я и убедился, посетив городки вокруг Мадрида. Первой ласточкой стала парочка Гвадалахара – Алькала-де-Энарес. О ней и пойдёт дальнейший рассказ… 

Посмотреть фотографии Мадрида...

Изучить полезную информацию...

 Вернуться на главную страницу... 

Рейтинг@Mail.ru