НОВОСТИ | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | РАЗНОЕ | КОНТАКТЫ |
|
|
Приятные цены на отели и 5% возвращают на счёт! |
|
Исследование незнакомых территорий идёт, как правило постепенно: разведчики уходят всё дальше, фронтир отодвигается, и на проверенную территорию идут переселенцы - идут уверенно, зная по опыту первопроходцев, что к чему.
Вот так же проходило и моё знакомство с периферией Финляндии, ведь побывав доселе в Хельсинки, Иматре и Лаппеенранте, стандартном для российского туриста наборе городов, я потом не раз отметился в Котке и Хамине, съездил в Ловису и проникся очарованием старинного Порвоо. Были на моём счету также вылазки в Савонлинну, Керимяки и Миккели, но эта компания тоже основательно истоптана россиянами, в том числе прибывающими по программам автобусных туров. Программы эти, надо сказать, организованы так, что хоть вон святых неси, и стояние по 4-5 часов на границе здесь скорее норма, чем исключение. Кроме того, само по себе распределение времени настолько бестолково, насколько это вообще возможно: мы выехали в сторону Миккели около полуночи, а выгрузили нас на месте в 8 утра; добавлю, что вернулись мы сильно за полночь, то есть провели в дороге больше суток...
Подобные вояжи мне моментально осточертели, и я решил дальше ездить в Финляндию на машине - пусть придётся довольно много времени проводить за рулём, зато я сам себе господин. Соответственно, начав с уже знакомых мест, упомянутых выше, я постепенно добрался и до построенной ещё А.В. Суворовым крепости в городке Луумяки, и до музея линии Маннергейма на полдороги от шоссе 7 к трассе 12, и в такие тихие, практически не навещаемые чужаками места, как Тайпалсаари, Юва и Пункахарью. И вот когда приграничье вместе с тянущейся до Хельсинки полосой вдоль берега было уже исследовано, пришла пора регионов Коуволы и Лахти. Это сами по себе достаточно большие по финским меркам города, большие, и по финским же меркам интересные, а компанию им составляет целая россыпь населённых пунктов калибром поменьше. Впрочем, "поменьше" - это только по размерам, потому что, скажем, старинный храм в Холлоле является национальной достопримечательностью первой величины, а, например, пейзажи Асикакалы с её каналом и шлюзом привлекают массу внимания ценителей красивых пейзажей.
Итак, летним утречком мы стартовали из Петербурга, чтобы провести в Финляндии два хороших дня. Погода ожидалась пригожей, солнышко светило так, что пришлось в машине включать кондиционер, и под хорошую музыку мы бодро двинулись к границе. Нельзя сказать, что этот путь прошёл совсем уж гладко, потому что ремонтники в том году, например, затеяли строительство новой переправы над очередной Чёрной речкой (их три, что ли, по дороге), отчего неподалёку от Выборга постоянно скапливались громадные пробки, и всё же к границе мы добрались достаточно быстро.
Непосредственно в районе КПП очереди были, но не чрезмерные, и, главное, двигались машины быстро - важно ведь не сколько автомобилей впереди, а как идёт процесс. Порой всё мероприятие замирает потому что таможенник, осматривающий транспорт, куда-то ушёл, тогда как его слоняющиеся по территории коллеги заниматься досмотром совершенно не хотят. Это ведь, как мне кажется, привычная картина, когда у терминала скопилась куча народу, прошедшая паспортный контроль, и вот бы их всех отпустить, так якобы некому это сделать. Вот такое положение дел здорово злит...
У финнов обычно дела идут попроще, и таможенный контроль работает очень выборочно; фактически, если берутся досматривать, то одну машину и пятидесяти, а то и ста. Но уже если возьмутся, тогда сунут нос везде, включая бардачок. У некоторых, особенно своих, финских граждан чуть ли не колёса снимают, как я сам видел. Интересуются и "грин-картой", сиречь страховкой на автомобиль, и даже канистру простукивают, на слух определяя, сколько в ней примерно бензина. Каждый ведь должен помнить, что ввозить в Финляндию помимо того, что в баке, можно только 10 литров. Ушлый народ берёт двадцатилитровую канистру и заполняет её на три четверти – вроде поди определи на глаз, сколько там в реальности, десять или пятнадцать литров. Но таможенники, как выясняется, тоже не лыком шиты, и могут ведь померить, если разозлятся. Разозлиться они вполне способны, и у КПП "Ваалимаа" справа целая стоянка транспортных средств, конфискованных финской таможней. Уж не знаю, в чём провинились владельцы машин, автобусов и грузовиков, но пример в высшей степени поучительный; там одно время стоял даже двухэтажный автобус с лейблом известной в Петербурге туристической конторы - не пощадили...
Значит, чтобы не нарушать таможенных правил, вспомним, что при однодневной, или, как у нас, двухдневной поездке в Финляндию можно провозить только блок сигарет. Один блок на человека, и баста! Спиртное в данном случае категорически запрещено везти, так что от посещения дьюти-фри в данном случае придётся воздержаться. Везти алкоголь могут только те, кто едет на трое суток и более, да и то им придётся ограничить себя литром крепких напитков, четырьмя литрами некрепких и шестнадцатью литрами пива.
В этот раз нам повезло с проходом границы, и в Финляндию мы попали достаточно быстро для субботы. Теперь нам предстояло окунуться в неизведанные воды, ведь севернее трассы 7 я ещё не ездил. Правда, будет лукавством сказать, что Лахти с Коуволой мне совсем не знакомы - я в своё время проезжал через них по дороге из аэропорта Тампере, и с любопытством глазел в окно, однако полноценной встречи тогда, разумеется, не вышло.
По большому счёту, ту же Коуволу или Лахти можно как следует изучить во время однодневной вылазки: утром сел в машину, вечером, точнее ночью вернулся в Петербург. Но так как предполагался уик-энд отдыха, я предпочёл снять гостиницу, чтобы растянуть удовольствие на два дня. Вот гостиница как раз и стала единственным тёмным пятном тех выходных...
Я вообще-то очень редко даю маху с выбором отелей, и за ста с лишним штук, посещённых мной, только четыре можно назвать неудачными - "Turistihovi" стал как раз четвёртым... Изначально я планировал устроить базу в Лахти, где за 60 евро можно было снять вполне приличный отель, с завтраком и всеми удобствами. Увы, пока я прикидывал и соображал, на какие конкретно дни назначить поездку, выбранное мной местечко исчезло из продажи, и мне пришлось хватать то, что есть. То, что было, было скверным, хотя по отзывам этого предположить я никак не мог. В отзывах, например, не говорилось, что в помещениях жуткая духота, поскольку кондиционера нет, а окна открываются всего лишь на ширину ладони. В отзывах не говорилось, что кровати на редкость неудобные. Про никудышный завтрак в отзывах говорилось, и мы его не брали, но то, что в том же здании, что и гостиница, находится ночной клуб, никто, к сожалению, не удосужился сообщить.
В плюсе была разве что общая кухонька на этаже, с микроволновкой и чайником, но это не показатель, так ведь и душ с туалетом тоже на этаже имелись - для тех, кто не хотел, как мы, платить 55 евро, и экономил на удобствах.
Короче говоря, гостиница "Turistihovi" мне крайне не понравилась, и я категорически не рекомендую там останавливаться, даром, что на тылах здания есть бесплатная для постояльцев парковка. По- моему, лучше выбрать какое-то другое место, чтобы переночевать в Коуволе.
Гостиница мне не понравилась, а вот Коувола понравилась. Это достаточно приятный городок, не такой безликий, как Лаппеенранта, и не такой старинный, как Ловииса или Порвоо. В отличие от последних, Коувола практически не сохранила исторической застройки, так как, если верить туристическим проспектам, её сильно бомбила во время так называемой Зимней войны советская авиация. Застройка, стало быть, в центре современная, но гулять по кварталам достаточно приятно, глаз там отдыхает. Что до упомянутых буклетов, то ими можно легко разжиться в местном туристическом офисе, что укрылся от посторонних глаз в комплексе зданий коувольской мэрии, это десятый дом по Torikatu. Туда ведут специально нарисованные на стенах стрелки, так что ошибиться сложновато. Вот только ходить по этим указателям имеет смысл лишь в будний день, так как по выходным - как раз тогда, когда в Финляндию прибывают толпы туристов! - офис закрыт.
У нас к тому времени все нужные буклеты и карта города уже имелись, так что мы знали, куда нужно идти в первую очередь - к району Kasarmialue. Это довольно большая территория на северо-западе от центра, некогда занятая постройками русского гарнизона. То есть это гарнизон некогда был, а сами постройки остались, и теперь они частично заняты городским хозяйством, частично отданы под общежитие университета. Чтобы туда попасть без промаха, нужно пройти на запад в сторону Лахти вдоль двенадцатого шоссе, и когда дорога выпрямится, почти сразу свернуть налево, на Kasarminkatu. Далее у ворот вас встретит полосатая будка караула, и дело, считайте, в шляпе.
Будка совершенно пуста, и стоит явно для исторического антуража, но вообще местность не пустует, так как парк, выросший среди сооружений, постоянно посещается местными жителями. Пейзажи там очень неплохие, да и здания старого кирпича, местами потемневшие, местами покрытые плющом, также привносят колорит. Фактически, на территории сохранился прежний, дореволюционный дух, во всяком случае я именно так ощущал окружающий мир, и мне казалось, что того и гляди из-за угла появится усатый штабс-капитан во главе отряда гренадёров, а те грянут что-нибудь типа: "Соловей, соловей, пта-шеч-ка!"
Одним из зданий гарнизона, стоящим, впрочем, несколько в стороне от основного массива строений, является церковь святого креста, выстроенная в своё время для православных военнослужащих. Однако, на дворе тогда был 1915 год, и храм недолго пробыл в православной вере, потому что после получения Финляндией независимости его прибрали к рукам местные лютеране. Им церковь принадлежала довольно долго, пока, наконец, число верующих православной общины не начало расти, после чего здание вернулось к первоначальному состоянию, будучи заново окрещено.
Церковь эта довольно неплоха, чего никак не скажешь о Keskuskirkko - она выглядит скорее как крытый паркинг или склад; даже вблизи не сразу понимаешь, что перед тобой храм, и даже крест на крыше дело не спасает - просто не верится, что при таких имеющихся у финнов обширных традициях религиозного зодчества супруги Лаапотти, занимавшиеся разработкой проекта, возвели столь неудачную, мягко выражаясь, постройку. Появилось на свет это чудище в 1978 году, что само по себе интересно, ибо мне казалось, что к тому времени так называемая "современная архитектура" ещё не набрала ход; центр Помпиду оставался яркой, но единичной вспышкой на этом небосклоне. В общем, идея выстроить храм из алюминия определённо отдавала каким-то безумием, и я не понимаю, как местные власти на такое согласились...
Более-менее пристойно смотрится здесь только колокольня, а всё остальное, можно смело сказать, нужно, как говорит народная пословица, "выкрасить и выбросить"...
Несколько получше смотрится стоящий на Valimontie католический костёл, возведённый в 1985 году по проекту Бенито Касагранде. Решение построить храм именно в Коуволе местные католики приняли не случайно: являясь географическим центром региона и узлом пересечения транспортных потоков, город как нельзя лучше подходит для того, чтобы надлежащим образом окормлять паству. Вот только быстро приступить к окормлению у адептов папы римского не вышло, потому что из святого духа стены не построишь, а выделенные на строительство деньги как-то быстро кончились. Пришлось ждать почти десять лет, пока найдутся средства, жа и то не обошлось без помощи католической общины Германии.
Наконец, ещё одна церковь стоит в восточной части Коуволы, и она- то являет нам типичное произведение финской архитектуры XX века: будучи построена сразу после окончания Второй Мировой войны, она аккуратная, прилизанная, и спокойная. Спроектировал её такой финский зодчий И. Васкинен, которого можно похвалить за сдержанность стиля. Однако, большинство любопытного народа, приходящего на Kapylankatu, интересуется не столько внешностью здания, сколько искусным витражом под названием "Отче наш" - его создал известный у финнов мастер по изготовлению витражей Ханну Конола.
От достопримечательностей перейдём теперь к вопросам покупок: какой же русский, приехав в Финляндию, уезжает обратно с пустыми руками? Шоппинг всегда составлял и составляет важную часть вояжей из России в соседнюю страну, так что обойти вниманием этот вопрос будет по крайней мере неразумно.
Вопросы "Что лучше всего покупать в Финляндии" и "Что привезти из Финляндии" регулярно встречаются на различных форумах, и ответы на них почти всегда стандартные: из Финляндии можно привезти в первую очередь продукты и одежду.
Мне в Коуволе по этой части больше всего понравился большой торговый комплекс "Hansa". Там имелось множество разных отделов и секций, причём в числе товаров как раз присутствовали и продукты, и одежда. Шмотки и обувь удобнее всего покупать на втором этаже, а первый отдан под разную мелочь типа магазина подарков и ещё там есть продуктовый супермаркет. Двери комплекса открыты с 10 до 20 часов по рабочим дням, в субботу их закрывают раньше на два часа, в воскресенье продавцы в полном составе отдыхают.
Место это находится в доме 7 на Torikatu, но вообще-то главная торговая улица называется Kauppalankatu, и вдоль неё сосредоточено множество торговых точек. Я обрисую только некоторые из них, чтобы дать представление о перспективах шоппинга в Коуволе.
Перспективы эти довольно неплохи, и одним из перспективных мест надо считать торговый центр "Manski" в доме одиннадцать; то есть это просто адрес, а фактически "Manski" занимает целый городской квартал, имея выходы и на упомянутую улицу, и на другие. Более того, зайдя с одной стороны и поднявшись на второй уровень, потом вполне можно выйти снова на тротуар: вроде бы в Коуволе холмов нет, это вам не Лиссабон, и всё же эффект от перепада высот налицо. В общем, не зевайте переходы, когда засмотритесь на ассортимент таких отделов, как "Kappahl" и "Dressmann"; последний мне особенно понравился своими низкими ценами на ряд предметов одежды - мы как раз попали на какую-то распродажу. Также стоит отметить забегаловку "Subway" с её достаточно приемлемыми ценами.
Относительно проблемы "Где поесть в Коуволе?" я скажу несколько слов чуть ниже, а пока продолжим прогулку по Kauppalankatu, чтобы придти к дому 14, пристанищу магазина обуви "Kenka". Обуться в Финляндии обычно бывает дорого, и данное место не является исключением, но стоит отметить его за большой выбор вариантов. Ассортимент обуви хорош и для женщин, и для мужчин, так что я, например, хоть и не люблю слоняться по магазинам, с удовольствием провёл время, примеряя зимние полуботинки (пора было пополнить гардероб). Полуботинки оказались очень хорошими, и только цена в 89 евро испортила сделку. Ценники в женском отделе также трудно назвать низкими, и всё моя половина прикупила там осенние сапоги с высокими голенищами - пришлось заплатить 55 евро.
Обратите также внимание на восьмой дом по Kauppalankatu - наверняка обратите внимание даже без моей подсказки, потому что магазин "Tiimari" миновать без остановки просто невозможно! Всё дело в витринах, оформленных так, словно готовится праздник сатанистов: оскаленные тыквы для Хеллоуина соседствуют с ножами, черепами и прочей подобной атрибутикой. Но бояться не следует, потому что речь идёт о самой что ни на есть мирной продукции, предметах интерьера. Как раз тут можно купить вазочки, подсвечники и другое мелкое добро; некоторые подсвечники, кстати, идут всего по 5 евро за пару...
Есть в Коуволе и магазины сэконд-хэнда, который одно время был крайне популярен в России. Финны тоже не стоят в стороне от этого дела, и потому лавочка на Kivimiehenkatu 5 посещается ими с определённой регулярностью. Да и то сказать: кожаную куртку можно купить за четыре евро, добротный и плотный свитер стоит пятёрку, добротный и неплотный обойдётся вдвое дешевле. Цены реально низкие, и спрос оттого понятен.
Схожая точка есть и в двадцать первом доме по Kouvolankatu, там стоит контора "Армии Спасения". Мужские брюки по 5 евро, летние курточки по два евро, пальто за десятку тот в порядке вещей, и впридачу можно сделать доброе дело, так как с каждой единицы проданной одежды процент отходит нуждающимся в помощи...
Оригинальным способом шоппинга нужно назвать ярмарку-толкучку, устраиваемую каждые выходные на углу улиц Kauppamiehenkatu и Kivimiehenkatu. Это совсем рядом с трассой номер двенадцать, и даже из окна автомобиля видна оживлённая торговля продуктами, что привозят местные фермеры, и одеждой, в основном из Китая, но есть и секонд-хэнд, что называется "от производителя", то есть сами продавцы вещи раньше и носили. Финские граждане, похоже, очень любят посещать подобные мероприятия - это у них что-то вроде светского раута, и если вам интересна жизнь простых горожан, пожалуйте потолкаться среди лотков и ларьков.
На южном конце площадки есть популярный бар, куда летом ходят выдуть кружку-другую пива, а зимой там удобно погреться кофеем. Столиков множество как снаружи, так и внутри, так что с местами проблем нет. Нет проблем и с пьяными: вроде публика навеселе, однако скандалов не слышно, и в драку тоже никто не лезет. Тихое такое, культурное пьянство...
Вообще, общепит в основном представлен барами и закусочными, рестораны есть, только очень дорогие. Именно поэтому фастфуд процветает, и хотя вездесущие кебабные мозолят глаза там и сям, лучше обратиться в более пристойное заведение, скажем, в "Hesburger" на Kauppalankatu дом 4. Тамошняя снедь в общем съедобна, и, что немаловажно, трапеза не опустошит карман подчистую. Скажем, за сумму чуть меньше семи евро можно слопать увесистое подобие гамбургера вместе с порцией картошки и газировкой. Обслуживание быстрое, как и положено фастфудовскому заведению, и ещё хочется отметить вежливость обслуживающего персонала - ребята так и лучатся улыбками, словно к ним в гости пришёл дорогой друг семьи...
Дополнительно можно указать на другое местечко общепита, пиццерию под названием "Quick Pizza" - это почти напротив вокзала Коуволы. Там на террасу выставлено множество столиков, и хоть еда немудрящая, посетителей довольно много. Пиццы стоят по-разному, начиная от девяти монет за болонский вариант и кончая тринадцатью за пиццу-микст. Порции очень большие, а если дополнительно взять салат, то вообще объешься от пуза...
Сам железнодорожный вокзал Коуволы также располагает кафешками, но так как они маленькие, сидеть там не очень удобно. Терминал, кстати, тоже не очень удобный: финны почему-то не сделали проход в южную часть города, хотя такой шаг напрашивается однозначно. Кроме того, между путей установлены щиты, блокирующие проход туда по земле. Соответственно, пассажирам приходится спускаться в подземный тоннель, а потом подниматься оттуда, тратя силы и время. Словом, в плюс вокзалу Коуволы я могу записать только стойку информации, где крупными русскими буквами написано: "Возьмите материалы". Так что если вы приехали по железной дороге, то сразу возьмите материалы - в первую очередь нужна будет карта Коуволы, да и буклеты с описанием достопримечательностей и интересных мест тоже пригодятся. Замечу, что даже если вы прибыли не поездом, всё равно вокзал вам пригодится как раз в плане полезных материалов, ведь турофис, как я уже говорил, по выходным закрыт.
Вообще, в Финляндии поезда и автобусы удачно дополняют друг друга, и проделав путь по железной дороге до ближайшей к нужному месту станции, финн потом делает пересадку, и какой-нибудь маршрут непременно отвозит его куда следует. И те, и другие чисты, удобны и ходят строго по расписанию. Одна только беда: дорогое это удовольствие, и потому собственная машина была и остаётся оптимальным средством увидеть города и городишки страны Суоми - железнодорожный билет Коуволы до Лахти стоит, если верить сайту http://www.vr.fi 12.84 евро, а за эти деньги можно на машине туда чуть ли не от Петербурга доехать. Если же едешь не один, то выгода становится ещё более очевидна. Вот поэтому мы прибыли в Финляндию на автомобиле, и теперь выезжаем из Коуволы на трассу 12, чтобы двигаться к западу. Дорога до Лахти совсем коротка, да и пробок там нет, так что проходит совсем немного времени, как мы прибываем в следующую точку маршрута, двигаясь к центру города вслед за рейсовым автобусом. Подобный образ действий весьма разумен, так как рядом с финскими автовокзалами обычно есть бесплатные стоянки. Вот и в этот раз нам удалось найти бесплатную парковку в Лахти, и заодно мы свели знакомство с городским терминалом междугородних автобусов. Это довольно скучное место, в котором даже толком сесть негде: круглая деревянная скамья занимает центр круглого же помещения, а ежели кому не достанется места на ней, тот может пенять только на себя. Из развлечений внутри автовокзала есть только бесплатные газеты на финском языке и скромный кафетерий. За право посещения туалета надо заплатить 1 евро, вдвое дороже стоит камера хранения; надо только учесть, что здание после семи вечера закрывается, и ежели не успел забрать свои вещички из ячейки, придётся отъезд перенести на завтра.
Покончив с автовокзалом, двинемся осматривать город, тем более что рядом с местом, где лежали пачки финских газет, можно было найти брошюры о Лахти на английском и русском языке - их нужно бы прибрать к рукам, потому что местный турофис спрятан в городской застройке, и найти его не так просто. Более того, нам нужно покамест совсем в другую сторону, к большому парку, разбитому на берегу озера Весиярви.
Парк - отличное местечко для отдыха, даже если не брать в расчёт те скульптуры, что выставлены на холме в его центре. Туда придётся лезть пешком, и дорога не то чтобы лёгкая, так что большинство людей предпочитает просто погулять по территории, благо пейзажи там действительно красивые. Хороша и прибрежная полоса, открывающая озёрные панорамы, неплохо побыть и у озера, где виды тоже живописны. Плюс в летнее время на озере работает водный орган, ничуть не уступающий европейским образцам этого дела - будапештский аналог пусть, скажем, и побольше, зато лахтинский смотрится красивее. Вдобавок, финский орган по праву считается самым крупным сооружением такого рода во всей Северной Европе. Впрочем, даже если бы он был совсем маленьким, всё равно такой аттракцион привлекал бы массу внимания, потому что он несколько раз в день выдаёт водную феерию под звуки классической музыки, а в остальное время фонтанные струи просто взмывают в воздух, радуя глаз замысловатым калейдоскопом струй...
На берегу Весиярви тоже хорошо: там хоть и нет органа, зато устроено множество точек общепита, с подобающим случаю антуражем, и вид из-за столиков большинства заведений просто замечательный. Кроме того, у набережной ошвартовано несколько теплоходиков, также превращённых в кафе и бары, только плавучие. И, разумеется, в данном случае можно одной лишь едой не ограничиваться, ведь сразу несколько компаний организуют круизы самой разной продолжительности. Очень разумно использовать сайт www.paijanne-risteilythilden.fi - там можно даже заказать частную поездку, заплатив 270 евро; кораблик способен взять на борт до сотни человек, и в среднем выйдет недорого на душу населения. Понятно, что такие изыски довольно редки, и почти все, кто желает совершить морскую (точнее сказать, озёрную прогулку), выбирают скромный заезд на два часа стоимостью двенадцать евро. Также, на мой взгляд, интересен вариант с использованием регулярных маршрутов перевозки: по системе каналов и озёр желающие могут добраться рейсовым катером аж до Хейнолы и Ювяскюля - поездка тогда займёт около четырёх часов и обойдётся в 7 евро. Отправление осуществляется всё с той же набережной Satamaraitti, так что поиски причала надолго не затянутся.
От набережной надо двинуться обратно в центр города, но теперь обойти упоминавшийся холм не с юга, а с севера. Этот маршрут, помимо прочего, проведёт нас рядом с концертным залом Sibelius Hall, предметом неимоверной гордости жителей Лахти.
Сооружённый на рубеже тысячелетий комплекс во всех туристических справочниках по Лахти числится достопримечательностью первой величины, и это совершенно справедливо: здание реально интересное, соединяющее старые традиции деревянного зодчества и возможности современной архитектуры. Трудами местных уроженцев Тикко и Линтула в единый ансамбль сплелись и бывший кирпичный завод, и новенький зал конгрессов. Многие считают это решение спорным, но то, что вышло оригинально, отрицать нельзя.
Жаль, что традиции соблюдаются не всегда, и церковь святого креста на Kirkkokatu является отрицательным примером вторжения современности в историческую застройку. Можно было бы понять и принять какие-то формы поиска стиля, однако когда перед глазами вместо храма встаёт помесь производственного цеха и крематория, поневоле выскажешь недовольство.
Уж не знаю, что некоторым людям нравится в подобной "архитектуре", и придерживаюсь того мнения, что какой бы ни была предыдущая версия храма, она наверняка лично мне приглянулась бы куда больше того безобразия, что нависает над городом сейчас. Не зря ведь многие из жителей Лахти высказывали недовольство по поводу сноса старой церкви - видать, предчувствовали, что их ждёт в будущем. А ждал их проект довольно известного зодчего Альвара Альто, последний к слову, проект; не иначе как мэтр скончался от стыда, увидев, во что превратится городская панорама после сооружения здания.
Постройка тем и плоха, что она замыкает северную перспективу центра: сердцевина Лахти расположена в распадке между двух довольно крутых холмов, и церковь занимает одно из доминирующих положений, тогда как другое отдано местной ратуше. Мне это сооружение сперва показалось ещё одной кирхой - больно уж характерный силуэт создавала высоченная башня, смахивающая на колокольню, плюс тёмно-красный кирпич вносил в это впечатление свою лепту. По моему опыту, ратуши и мэрии европейских городов обычно строятся более яркими, что ли, и даже несколько вычурными. Тут, однако, тоже работал признанный финский мастер, архитектор Эли Сааринен, создатель главного железнодорожного вокзала Хельсинки и большой любитель стиля "art-nuovo". Его детище в целом вышло очень неплохим, и стоит оно удачно, а на склоне перед входом разбит красивейший цветник, так что вся картина отдаёт какой-то неизъяснимой благостью.
Что до чересчур строгого внешнего вида, то, не исключено, тут постарались реставраторы: во время Зимней войны с СССР Лахти многократно бомбили, досталось, в частности, и ратуше. Послевоенное время наделило людей другими заботами, нежели кропотливое восстановление не таких уж исторических зданий, так что, я полагаю, некоторая простоватость могла быть как раз тогда в облик постройки и внесена...
Эти две приметные точки замыкают отрезки основных лахтинских улиц, протянутых в меридиональной плоскости, а примерно в середине этой чересполосицы, на Rautatienkatu 22, находится туристический офис Лахти. На особенно богатые трофеи там рассчитывать не приходится, но заглянуть, в общем, можно, чтобы взять подробную карту города и разжиться кое-какой полезной информацией. И не будем упускать из вида проблему сувениров: что- то мне в центре не попадались магазины подобной направленности, так что открытки, например, надо брать именно тут совершенно точно.
Помимо прочего, в турофисе есть возможность узнать про местный транспорт. Если вы в этих местах проездом, то особой нужды в нём нет, но когда целью вашего посещения являются, скажем, спортивные состязания - знаменитый лахтинский трамплин хорошо виден из разных точек города, - то лучше держать в уме местные автобусы; доехать до гостиницы в пригороде они тоже очень сгодятся. Соответственно, чтобы быть в курсе маршрутов и расписаний транспорта Лахти, то просто загляните на сайт http://www.lahti.matkahuolto.info/en/ и будете вооружены знаниями, что называется, до зубов. Облегчает задачу планирования и тот факт, что все автобусы начинают свой путь в пригороды от рыночной площади, так что проблем с поисками места посадки быть не должно.
Вот, кстати, и о рыночной площади надо сказать, благо она как раз тоже посередине двух главнейших достопримечательностей, только лежит прямо на оси между ними, а не как турофис, в одном квартале сбоку. На площади периодически устраиваются разные мероприятия, а уж торговля так и вообще, можно сказать, святое дело. Ну и погулять по соседним улицам полезно, опять-таки в плане торговли: если площадь привечает разные продукты и что-то типа ярмарки- барахолки, то соседние кварталы вовсе не испытывают недостатка в серьёзных торговых точках. Для примера назову такую экзотику, как "Neppinapi" на Rauhankatu 18: там море товаров, связанных, прощу прощения за тавтологию, с морем. Например, для детей можно купить игрушечную копию маяка за пять с половиной евро, есть крохотные парусники по четыре монеты, рыбаки наверняка будут рады статуэткам подводной живности, и так далее. Один только осмотр ассортимента резко повышает настроение, а уж если сделать покупки, так и вообще тонус улучшится основательно - не каждый день находишь оригинальные подарки, способные также стать сувенирами.
Также нечто похожее можно приобрести в магазине "Aleksin", занимающем первый этаж дома 22 по Aleksanterinkatu. Это, между прочим, вообще замечательная улица со множеством магазинов, так что на вопрос: "Где лучше заняться шоппингом в Лахти?" существует короткий ответ про Aleksanterinkatu - с гарантией удовлетворения.
Стало быть, "Aleksin" торгует разной продукцией финского производства, и продукция эта вовсе не дорога, благодаря чем можно тут купить вязаные варежки всего по 5 евро, и, например, перчатки по 10 евро. Стоит также присмотреться к сумочкам и чемоданам, только вот за страну производства тут уже поручиться будет нельзя.
Дом 27 интересен вывеской "Change" - это вовсе не обмен валюты, как нам показалось сперва, а магазин женского белья. Думаю, название всё же выбрано не с бухты-барахты, потому что в тамошних изделиях любая дама, пусть и не блещущая красотой, сразу станет желанной для мужчины. Кроме того, в подобных шмотках можно заколачивать валюту, как говорится, на раз-два, так что и с обменными операциями есть отдалённая связь. Цены достаточно низкие, и трусики из сплошных кружев обойдутся примерно в 20 евро, а хорошее кимоно для ношения дома я самолично нашёл за вдвое большую сумму.
Есть на Aleksanterinkatu и более крупные формы: в четвёртом доме расположился тороговый центр "Laukku" с неплохими ценами на обувь, но ему, как мне кажется, не сравниться с комплексом "Trio", занимающим официально дом 20, но фактически оккупирующим целый квартал. Это пристанище для таких секций, как "Dressman" с его поразительно низкими ценами на качественную одежду, и "K-supermarket", лучшее в центре место для покупки продуктов. Возьмите на заметку и такую прозу жизни, как бесплатные туалеты на каждом этаже - это немаловажно, особенно для представительниц слабого пола.
Ещё один крупный универмаг, называющийся "Lehto", стоит на той же улице, что и туристический офис Лахти: его адрес Rautatienkatu 21. Внутри нашлось очень даже немало предметов одежды от известных производителей, и среди прочих я могу назвать "Ralph Lauren", "Tom Hilfiger" и "Camel". Цены не очень приятные, но с учётом скидок, объявления о которых имеются там и сям, можно купить, к примеру, брюки за 36 евро вместо 50.
И буквально в нескольких словах скажу про точки общепита, среди которых преобладают две категории, а именно дорогие рестораны и фастудовские забегаловки; порой они встречаются чуть ли не по соседству, особенно если речь идёт про уже упоминавшуюся Aleksanterinkatu. Там есть, скажем, ресторанчик "Rosso", который сгодится даже для праздничного обеда, поскольку приятная музыка и мягкий свет создают удивительно уютную атмосферу. При таком антураже как-то не хочется переживать, что за банальное мясо с картошкой с тебя возьмут 15 евро, да и овощной салат влетит в ненамного меньшую сумму. И так, замечу, почти везде, кроме забегаловок. Одна такая стоит почти напротив автовокзала, на Vapaudenkatu - вывеску "Taksim Pizza" хорошо видно. Заведение, прямо скажем, так себе, и фактически единственным его достоинством надо считать низкие цены: 7 евро за среднюю пиццу и 13 за большую, способную насытить семью из трёх человек, нельзя считать разорением. Если же очень-очень хочется сэкономить, тогда стоит обратить внимание на кебабы в разном исполнении, вот только лично мне эти блюда не показались достаточно аппетитными.
Те, кто не пренебрегает восточной кухней, должны обратить внимание на "Hua Du": там по будням с утра и до пяти вечера работает буфет, то есть заплатив за вход восемь с половиной евро, можно лопать, пока не лопнешь. В наличии, понятное, дело, суши, сашими и прочее добро, рыбы фугу, к счастью, не наблюдается. Буфет также устраивается и по выходным, только стоит уже одиннадцать монет, что, в общем, тоже терпимо...
Совсем простенько перекусить удастся в кафе "Picnic" на Vapaudenkatu 13, где просят меньше трёх евро за кофе и круассан. Можно там взять и сэндвичи с ветчиной, хоть они и недешёвые.
Вот такая у нас с вами вышла прогулка по Лахти, и вышла она, как мне кажется, плодотворной. Надеюсь, что не менее плодотворной станет и прогулка по маленьким городам лахтинской округи, таких как Холлола, Асиккала, Хейнола и Настола. Все они хороши по- своему, все располагают пусть и немудрящими, но всё же заслуживающими внимания достопримечательностями. Особенно это касается Холлолы, где стоит огромный средневековый храм, и которая одно время была столицей региона - Лахти же тогда считался захолустной деревенькой. Вот в Холлолу мы первым делом и направимся...
|
|
Посмотреть фото Финляндии... |